Учителя с грустью отмечают: общение детей друг с другом наполнено взаимными претензиями, обидами, обвинениями, жалобами. У многих ребят вовсе нет друзей. Почему?
Недавно я разговаривала об этом с ребятами из начальной школы нашей гимназии. Они размышляли, я записывала:
«Не дружат с тем, кто не уверен в себе, замыкается, не открывается людям… он скучный домосед… а есть хулиганы, вредные, все время врут, берут чужие вещи… бывает, у человека редкое увлечение, он, может, марки коллекционирует, а другим это неинтересно… есть дети, которые плохо одеваются, немодные, бедные — они непопулярные… иногда
из-за фамилии… ему самому никто не нравится, он себя считает самым лучшим… нельзя дружить с тем, кто выдает чужие секреты, кто высказывает: „Ну и кофточку ты нацепила“… кто высокомерный…»
Чаще всего дети указывали на плохое поведение как основное препятствие к дружбе. Только
Как оказалось, все тянутся к уверенному человеку, пусть он даже плохо учится. К уверенному и интересному. Но, как ни странно, дети, все-таки еще маленькие, говорили, что уверенности им придает модная одежда, дорогой телефон, редкие игрушки и вообще: «Как дружить с человеком, если он не в те вещи одет?»
Опять на первый план выходят не детские ценности, а навязанные взрослыми. Поклон мамам, чрезмерно озабоченным «вещественной» экипировкой ребенка, а также их нескончаемым разговорам о том, кто что где купил и почем, их вниманию исключительно к внешнему «оформлению» ребенка!
Конечно, не дело, когда родители отправляют детей в школу в чем попало и не считаются с предложениями ребенка по поводу его гардероба, но приучать ценить людей «по одежке» тоже не стоит.
Не надо забывать, что ребенок мотает на ус все взрослые разговоры о себе и о своих сверстниках, которые часами ведутся у вас дома по телефону или на кухне. Толерантностью они, как правило, не блещут, сплошь и рядом ярлыки и поверхностные суждения: «Упитанный, а невоспитанный … Ну что с него взять, у него вся семья такая… Не нужен нам такой друг».
Кого мы воспитываем при этом? Что получается? Не задумываемся.
Наши ухоженные «принцы» и «принцессы» — с завышенной самооценкой, не умеющие уважительно относиться к другим — в детском коллективе в лучшем случае становятся предметом восхищения, но чаще — зависти. С ними если и дружат, то из подражания, как бы пытаясь перенять эту уверенную ухоженность. Но что за дружба без разговора по душам?
…Все мы желаем детям добра, но в вопросе детской дружбы
Болсуновская Надежда