Классика кино, революционный фильм ужасов, визитная карточка Дэвида Линча и любимый фильм Стэнли Кубрика. Наконец-то я и приобщился к великому и ужасному. Буквально позавчера. Долго не мог себя заставить по разным причинам и даже не смотря на то, что Дэвид Линч до сих пор остаётся одним из моих любимых режиссёров..
И я знал, на что иду. И был готов на всё. И получил больше.
Фото со съёмок Дэвид Линч (в центре) и Джек Нэнс (справа)
Да, да, да, фильм старый, всем известный, я уверен, что всё, что я скажу, уже кем-то было сказано. Потому заранее не читал чужих рецензий. Хотя было несколько «исторических» статей… почерпнутые там знания, впрочем, лишь вдохновили написать эту заметку и поведать Вам о своих впечатлениях. Я узнал: Что младенец-мутант был сделан вовсе не из пластилина, как показалось мне, - это был зародыш телёнка, его Линч похоронил после съёмок. Что фильм имел невероятный успех, а загадочная песня «Девы-из-батареи» - «In heaven everything is fine» пережила великое множество всевозможнейших каверов. Что Джек Нэнс, исполнитель главной роли, был лучшим другом Линча (не знаю почему, но мне это очень важно) и прошёл с ним через почти всю его фильмографию – снимаясь в фильмах Линча до самой смерти. Что снимали «Голову-ластик» около пяти лет при двадцатистраничном сценарии… И что, наконец, при минимальном бюджете в сто тысяч долларов картина собрала семь миллионов.
Так вот что скажу о личных впечатлениях:
Может показаться странным, что сам Линч считает эту практически дебютную свою картину – лучшей. Что именно здесь он вполне высказался и самореализовался. Странно, потому что на первый взгляд в этом фильме «треша» и абсурда примерно столько же, сколь и смысла с сюжетом. 50/50. На первый взгляд, фильм выглядит экспериментальным, не совсем серьёзным (если допустить, что мы не знаем о пяти годах, на него потраченным). Слишком предсказуемым… если бы не несколько деталей.
Действительно, погружают в какой-то классически тошнотворный анти-анти городок, перенасыщенный, как говорится, кафкой. Здесь всё всегда плохо, отвратительно и бессмысленно. Это стартовая ситуация, с которой бороться невозможно и от которой нельзя сбежать. Смею предположить, даже если герой покинул бы тот фабричный городок, нигде в мире он не нашёл бы чего-либо иного. Хотя попробовать стоило бы. Но вместо попытки, он совершает обратное – он погружается в кафку глубже.
Он заводит роман, встречается с барышней, знакомится с её семьей и неожиданно становится отцом. Всё вплоть до начала второго акта (то есть знакомства с чудовищным младенцем) и без всякого младенца пропитано ужасом, бессмыслицей и ерундой. Новую семью героя тоже сложно назвать идеальной в этом смысле. По существу, включая и невесту, это сборище монстров, слепых, безобразных, диких, чья жизнь не имеет никакого логического оправдания. Здесь привлекает внимание фигура самого героя, его реакции. Естественно, постольку поскольку он герой, он и удивляется и смущается всему происходящему, испытывает дискомфорт, а порой и страх. Но не настолько сильные. Почему? Потому что он тоже часть этого мира. Он давно ко всему привык. Но чем-то же он отличается от остальных? Что-то же в нём шевелится и говорит: «Здесь не всё в порядке». Думаю, об этом и весь фильм, его основной «месседж». О том, что не стоит ждать ничего от нашего мира (скорее всего, в таком банальном противопоставлении «рая» и «ада», нашмир прочно запараллелен с адом), о том, что страдания не приносят очищения, а зло есть зло, что единственный выход – уходить, уходить, уходить, без сожалений, без чувства вины, отринув все социальные оковы (кто-то, помнится, предполагал, что фильм «об ответственности перед детьми»). Туда, в неизвестное, в белый свет, в сияние, в таинственный мир «за батарейками», к уродливой-прекрасной незнакомке (её физическая оболочка, она ведь немножко земная, но скоро и это пройдет), поющей прекрасную песню, повторяющей как мантру – «В раю всё великолепно».
Дэвид Линч и Лорел Нир
И, честно говоря, я забуду всё, вплоть, до образа агонизирующего ребёнка-мутанта, но этот голос и эту песню – буду помнить всю жизнь.