Думаю, за пару месяцев публикаций на «О, кино» я вполне обрисовал свои взгляды на то, каким должно быть хорошее кино и каким оно быть не должно. Многое, естественно, упустил. О многих любимых фильмах даже не стал заикаться, либо стесняясь «изобретать велосипед» и говорить о всем уже известном, либо не умея подобрать достаточно хороших слов для того, что так восхищает.
"Академия Рашмор", реж. Уэс Андерсон
Но говорить нужно. Даже, мне кажется, о чем-то, всем хорошо известном. Чтобы разобраться. Для чего мы смотрим кино? Хорошо рассказанная история? Приятные и будоражащие ум иллюзии, ассоциации, воспоминания? Задаю этот вопрос Вам, уважаемые читатели, но сам не могу ответить на него с абсолютной уверенностью. Что касается жанров, я совершенно неразборчив. Разве что не приемлю чего-либо скучного, заунывного, бесцельно-грустного. Жду от каждого фильма именно новых впечатлений. И лучшие дают эти новые впечатления раз от разу, сколько бы их не пересматривал. Как, например, «Аризонская мечта», «Малхолланд драйв», «Дикие сердцем», «Академия Рашмор». Считаю, что совершенно не может быть ни в каком кино никакого «реализма», а там, где есть – так это обман, и прежде всего авторы обманывают себя сами. Искусство – это всегда мираж, нечто сконструированное, придуманное и преследует какие-то иные цели, чем просто «отражение жизни». Искусство может преломлять жизнь, либо использовать ее как платформу для дальнейшего «рывка». Я всегда жду встречи с чем-то невероятным. И речь совсем не о фантастике (хотя тоже бывает очень ничего). Невероятное может быть сокрыто в нескольких мгновениях, может оглушить, ослепить и навсегда остаться в памяти (остановись мгновенье, ты прекрасно!); невероятное может быть частью сюжета, а может быть частью атмосферы. И хоть я учился в первую очередь построению крепкого сюжетного каркаса для любой истории, тому, что сюжет, герой, цель – первостепенны, это не отменяет ничего вышесказанного.
О некоторых любимых фильмах, наверное, и вправду никогда не напишу. Потому что есть мгновенья, которые следует пережить. Заставить пережить их другого человека при этом практически невозможно. Но так хотелось бы поделиться…
Детством, воздухом и пространством, солнцем таких фильмов, как «Останься со мной», «Девственницы-самоубийцы», «100 дней после детства», «Королевство полной луны»… (всегда мечтал написать историю о «сложном возрасте», проникновенную, мудрую, красивую историю не скажу, что «взросления»… скорее – превращения)
"Девственницы-самоубийцы", реж. София Коппола
Или, например, спонтанно развивающейся, мудрой и совершенно безумной реальностью последней экранизации «Пены дней»… (на мой взгляд, идеальное сочетание иллюзорного и настоящего. Сказка, в которой отражено самое важное – человеческий дух, его радости и его страдания. Всё остальное – условности)
Хотелось бы рассказать чуть больше о динамичном, жилистом, сочном, закрученном и заверченном сериале «Утопия», в котором форма и суть симфонически переплелись…
Вместе с Вами влюбляться в героинь «Вечного сияния чистого разума», «Господина Никто», «Человека на луне», опять же - «Академии Рашмор»… (да-да, мечтаю написать такую героиню, которую невозможно было бы забыть. Прекрасная незнакомка, девушка из давным-давно забытого сна).
"Господин Никто", реж.Жако Ван Дормаль
Практически ничего еще не рассказывал о любимых фильмах Джима Джармуша, а ведь это для меня практически первый режиссер, когда я в принципе только начал увлекаться кино – путешествие «Мертвеца», загадочные «Ночь на земле» и «Таинственный поезд», меланхоличный, необыкновенно лирический «Более странно, чем в раю»…
"Мертвец", реж. Джим Джармуш
Ещё люблю фильмы Сокурова – «Солнце» и «Фауст». Удивляюсь, когда первый называют слишком скучным, а второй слишком мрачным и «безысходным». Ни с тем ни другим категорически не согласен, но мне почему-то не хватает слов, чтобы аргументировать свое несогласие. Видимо, время ещё не пришло.
Ах да, и ещё «Вальсирующие», с таким молодым и замечательным Жераром Депардье, которым его и вовсе мало кто помнит.
Похожие материалы:
Как писать сценарии... вступление