Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Лох, позвони президенту!

Как обобрать владельца сотового телефона по СМС

Очередной звонок на мобильный подарил неприятный сюрприз. «Вас беспокоит абонентская служба вашей сотовой компании, оператор Алексей, — пророкотал в трубке мужской голос. — В связи с технической модернизацией оборудования ваш номер может быть отключен. Если хотите его сохранить, выполните, пожалуйста, со своего аппарата комплекс операций в соответствии с инструкцией, которую мы сейчас рассылаем абонентам в виде СМС...» Так началось мое знакомство с телефонными мошенниками.

Эсэмэска действительно не заставила себя ждать. Содержание «инструкции» оказалось весьма лаконичным: «500 р.» и далее некий набор цифр. Похоже, что таким образом зашифрован предполагаемый перевод мною пятисот рублей на какой-то номер. Через минуту телефон вновь зазвонил. На связи был все тот же «оператор Алексей».

— Вы получили СМС? Давайте я подскажу, что нужно теперь делать...

— Но мне сейчас неудобно этим заниматься, — подозрения уже закрались в голову. Главной «уликой» показался телефонный номер услужливого собеседника: вместо привычных коротких комбинаций цифр и символов, которые используют службы оператора мобильной связи, на экране высветился вполне заурядный номер чьего-то мобильника. Э-э, ребята, да у вас тут нечестная игра!

— Но без моей подсказки вы можете запутаться, так что давайте все-таки прямо сейчас, — настаивал «оператор».

— Если возникнут затруднения, позвоню в абонентскую службу компании, то есть к вам... Или, может быть, не к вам?

Услышав такой ответ, мой собеседник немедленно дал «отбой».

На всякий случай я все-таки не поленился набрать правильный номер справочного телефона компании. От дежурной «операторши» узнал, что никаких отключений номеров не предвидится, и вся услышанная от «оператора Алексея» страшилка — просто попытка мошенников выманить чужие денежки. Поддайся я на эту разводку, набери цифры, присланные жуликами, — оказался бы без своей кровной пятисотки!

По прошествии некоторого времени «телефонный фокус» повторился. Правда, на сей раз мошенники номер своего сотового вовсе засекретили, да и в абракадабре про причины якобы грозящего мне отключения телефонного номера звучали уже другие технические термины. Но общий алгоритм разводки оставался тем же: получите СМС с инструкцией, выполните с подсказкой «оператора абонентской службы» необходимые манипуляции на клавиатуре мобильника и сохраните свой телефонный номер... Признаюсь честно, даже не дослушав до конца, не выдержал и звонившего мне любителя чужих денег послал далеко-далеко «по роумингу».

Вопреки гарантиям теории вероятности номер моего сотового еще пару раз за последние месяцы попадался в закинутые наугад сети мошенников. Правда, эти ловкачи разговоров уже не вели, а пытались подцепить лоха пугающими СМС-сообщениями. «Вам подключена дополнительная услуга WAP... стоимостью 39 руб. в сутки. Если хотите от нее отказаться, позвоните по телефону...» Другое сообщение оказалось еще менее хитроумным: «По техническим причинам номер вашего телефона будет отключен. Все справки — по телефону...»

10 миллионов обманутых

— Во всех этих случаях, выполнив инструкции мошенников, вы просто «подарили» бы незнакомым людям часть денег со своего абонентского счета, — подтвердила мои предположения Анна Самохвалова, начальник отдела корпоративной социальной ответственности одной из ведущих компаний сотовой связи. — В последние несколько лет ситуация с телефонным мошенничеством привлекает к себе все больше внимания, а с приходом финансового кризиса эта проблема стала только острее.

Не так давно мы провели специальные опросы и выяснили, что около 7% абонентов становились жертвами телефонных мошенников. Но в действительности этот показатель даже еще выше: ведь 15% опрошенных отметили, что от действий телефонных жуликов пострадал кто-то из их родственников, друзей, знакомых. Таким образом, по самым осторожным прикидкам, число абонентов в России, которых обманным путем «развели на деньги», превышает 10 миллионов человек!

Как же бороться с такой напастью? По словам Анны Самохваловой, у компании-оператора нет законодательно закрепленных прав на проведение каких-либо разыскных мероприятий. И тем не менее кое-что «сотовикам» сделать удается.

— Если в каком-то регионе замечен всплеск телефонных мошенничеств, мы размещаем на своем сайте дополнительное предупреждение для пользователей. Кроме того, если от абонентов поступает достаточно много жалоб на мошенников, где фигурирует один и тот же номер телефона нашей сети, компания в соответствии с пунктом типового абонентского договора может выслать данному пользователю уведомление и прекратить обслуживание его номера. Мы тесно сотрудничаем с МВД России и передаем информацию о каждом «серийном» случае их Управлению «К», занимающемуся преступлениями в сфере информационных технологий. У специалистов есть определенные критерии, по которым можно определить, что данный номер телефона используется в криминальных целях.

Ловушка от «первого лица»

Фантазии телефонных махинаторов хватает на множество различных «розыгрышей». Но все-таки можно выделить несколько популярных вариантов.

— Из числа «простых» мошенничеств, например, СМС-"разводки«, — рассказывает руководитель пресс-службы Управления «К» МВД РФ Ирина Зубарева. — Приходит вам на мобильный просьба «Я на нуле, пополни мой баланс» и подпись — имя из числа самых распространенных. Такие послания жулики рассылают на все номера подряд — авось кто-нибудь доверчивый и попадется... В ходу также рассылка эсэмэсок, извещающих абонента о якобы поступивших на его счет деньгах, переведенных с помощью услуги «Мобильный перевод». И сразу раздается звонок: некий человек жалуется, что только что ошибочно перевел деньги на этот номер, и просит их вернуть с помощью все того же «Мобильного перевода». Другой весьма распространенный вариант: «Поздравляем, вы выиграли приз!» Информация посылается якобы от радиостанции, где по случаю какого-то праздника проводят лотерею. Позвонив по указанному номеру телефона, доверчивый владелец мобильника узнает от «диджея», что для получения приза нужно срочно активировать карточку оплаты на некоторую сумму и сообщить ее код.

В последнее время в Интернете можно обнаружить рекламу новой услуги: пользователям Интернета предлагают обеспечить доступ к СМС-переписке интересующего их абонента сотовой сети и получить список всех его входящих и исходящих звонков, — рассказывает дальше Ирина Зубарева. — Любителям таких «шпионских игр» нужно всего лишь указать в предлагаемом электронном бланке телефонный номер конкретного владельца сотового и отправить заявку в виде текстового сообщения по указанным в объявлении координатам. Надо ли говорить, что никаких списков звонков любознательный товарищ в итоге так и не получит! А вот минус 500 рублей на его собственном счету — это мошенники гарантируют... Вошла в моду и другая «разводка»: на сайте посетителям сообщают, что они могут устанавливать местонахождение человека по номеру его мобильного. Чтобы воспользоваться данным предложением, нужно отправить СМС с набором определенных цифр на указанный в объявлении номер и за 10 рублей получить код доступа к такой услуге. Увы! После выполнения указанных действий клиенту так и не удается «запеленговать» интересующего его человека. Зато часть денег с абонентского счета уходит в неизвестном направлении. Предупреждаем всех: подобную услугу сейчас предоставляют лишь некоторые операторы сотовой связи, если же предложение исходит от неких третьих лиц — это явное мошенничество...

Как правило, люди, попавшиеся на подобные примитивные «ходы» преступников, теряют небольшие суммы — 100, 300, 500 рублей, — и потому редко обращаются в милицию. Однако бывают и куда более серьезные «сценарии». Один из таких вариантов — «звонок от родственника». — «Мама, это я. Только что попал в аварию! Нужны срочно деньги, чтобы замять дело. От меня придет человек — передай ему...» Сумма в этом случае может фигурировать уже весьма высокая — сотни и тысячи долларов. Хотя схема эта придумана давно, и вроде бы о ней многие знают, однако до сих пор срабатывает. На «разводку» преступников в основном ловятся пожилые люди. Кроме того, ловкачи приспособились звонить ночью или ранним утром, когда у человека спросонья уровень критического восприятия событий невысок. А самые «продвинутые» преступники даже заранее готовятся к своей «операции», следят за конкретным «кандидатом», подгадывают время, когда его телефон оказывается вне зоны досягаемости, и в этот момент звонят родственникам от его имени (чтобы нельзя было проверить ситуацию встречным звонком).

— Не так давно был случай, когда «мобильный» жулик сначала вынудил бабушку перевести ему некую сумму с помощью карточек экспресс-оплаты, а потом, обнаглев, даже пошел с ней в Сбербанк и забрал все, что хранилось на счету!

Специалисты вспоминают и «эксклюзивные» методы отбора денег у граждан по мобильному телефону. Например, накануне очередной объявленной в СМИ «прямой линии» с президентом группа мошенников стала прозванивать все подряд номера. Каждой очередной своей жертве они сообщали: компьютер выбрал именно ваш номер, и вам удастся завтра напрямую поговорить с первым лицом государства! Однако для обеспечения хорошего качества связи необходимо переключиться на другую линию, сделать это можно, срочно переведя тысячу рублей на указанный номер телефона.

В другом случае от «сотового» жулика пострадали автомобилисты, только что продавшие своих «железных коней». Им звонил некий человек и обращался совершенно «по-свойски»: мол, я у тебя купил автомобиль (точно указывалась марка), но "тачка«-то твоя сломалась прямо посреди дороги, а я не могу даже эвакуатор вызвать, поскольку, как на зло, баланс на телефонном счету почти нулевой. Будь другом, переведи мне на мобильный хоть сотню-другую! Как выяснилось, жулик вычислял своих потенциальных «спонсоров», штудируя страницы газет, где были опубликованы объявления о продаже автомобилей.

За год сотрудникам Управления «К» удается «накрыть» по всей России десятки групп, занимающихся телефонным вымогательством. На счету каждой из них — сотни пострадавших, а сумма нанесенного ущерба достигает 10 млн. рублей. Но «рекордсменом» в этой области стала семейная пара, внедрившая свое собственное «ноу-хау».

Жена, работая в системе подразделений, занимающихся мобильными платежами, имела доступ к абонентской базе данных и по ней находила тех, у кого на мобильном счету находились крупные суммы. Современные Бони и Клайд умудрялись самостоятельно, без ведома самого абонента-"богача«, подключать его к услуге «Мобильный кошелек» и затем уже со своего телефона занимались «перекачкой» денег. Криминальную парочку не так давно удалось задержать. В ходе расследования этого дела обнаружилось, что жертвами супругов стали более 10 тысяч владельцев мобильных телефонов по всей стране, со счетов которых было похищено в общей сложности около 100 миллионов рублей!

Не надо торопиться!

Самое удивительное, что среди абонентов мобильной связи встречаются люди, которые умудрились попасть на удочку мошенникам два и даже три раза. Воистину доверчивый народ россияне! Между тем обезопасить себя от козней телефонных проходимцев можно, соблюдая нехитрые рекомендации, которые сформулировали специалисты Управления «К» и операторы сотовой связи.

Главное правило: получив звонок или СМС от неизвестных людей, представившихся сотрудниками правоохранительных органов, оператора сотовой связи, средств массовой информации, не торопитесь тут же выполнять то, что они предлагают вам сделать!

Постарайтесь убедиться в достоверности полученной информации — сами позвоните в абонентский отдел компании сотовой связи, в милицию, на радиостанцию. Так вы сможете уточнить, действительно ли возникли какие-то проблемы с вашим номером, проводится ли указанный розыгрыш лотереи...

Если к вам обратились по телефону от имени вашего родственника или знакомого (голос при этом может быть очень похож), задайте несколько «приватных» вопросов, ответы на которые может знать только он. Другой вариант: сделать «встречный» звонок этому человеку.

В общем, не впадайте в панику, не обольщайтесь по поводу неожиданно свалившихся на вас богатств и будьте по-хорошему скептичны и подозрительны. Тогда телефонным мошенникам не видать ваших денежек как своих ушей!

Пусть эти прохиндеи прозябают в скудости и звонят только на самый льготный «любимый номер»!

Материал: Александр Добровольский

806


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95