Итак, мы имеем четвёртый альбом Левана Горозия, выпущенный под псевдонимом L'One. Как заявлял сам рэпер, диск должен стать завершающим для этого творческого проекта. Разумеется, слова Левана стали поводом для многочисленных заголовков о завершении творческой карьеры L'One. Пресса, отличающаяся несколько ироничным отношением к рэперам, ещё много раз с преувеличенным энтузиазмом напоминала о «последнем альбоме», уходе со сцены и финале карьеры. Между тем, сам Леван отнюдь не имел в виду уход на покой - он говорил о продюсировании, об обновлённой музыке и в конечном счёте о новых проектах, хотя и не обнародовал их названия.
С точки зрения повышения внимания к «Пангее» музыкант всё делает правильно. Слова о том, что альбом последний и самый важный, что это «письмо всему миру», записанное на всех континентах, звучат довольно убедительно для слушателей, которые тоже поневоле проникаются торжественностью момента. Это как история с «прощальными» турами. Многие ведь действительно поспешили купить билеты, например, на Scorpions, чтобы лицезреть их в последний раз; кто же знал, что они потом ещё шесть раз приедут. От частоты использования приём, правда, уже немножко истрепался, но всё равно действует, потому что зритель думает: а вдруг? А вдруг именно эти не обманут и на самом деле закончат?
Отношение к номерному альбому тоже меняется, если знаешь, что он прощальный. Как минимум кажется, что в нём должно быть больше смысла, и поэтому он заслуживает более внимательного прослушивания. В случае с «Пангеей» это Левану, на мой взгляд, скорее помешало. Лучше ведь записать сильный номерной альбом, чем прощальный проходной. Всё время кажется, что вот это неплохо, но для финальной точки как-то мелко. Взять хотя бы идею записи альбома на всех континентах, ради которой L'One затянул с релизом, поскольку ждал возможности попасть в Антарктиду. Идея, бесспорно, очень красивая, но имеет отношение скорее к рекордам из Книги Гиннесса, чем к музыке. Если посещение разных континентов ярко отражается в песнях, это прекрасно, а если нет - то почему бы не записать всё это на домашней студии? Я не говорю о том, что всё записано как-то плохо или не так; нет, проблема в том, что затраченные усилия подразумевают более резонансный выхлоп. Альбом «Пангея» всем хорош, а уж для фанатов Левана и подавно, но ощущения прощального катарсиса не вызывает. А его от пластинки ждут, иначе стоило ли затеваться с завершением проекта, посланием миру и звукозаписывающими путешествиями?
На «Пангее» Леван Горозия, проведший школьные годы в Якутске, пару раз затрагивает тему Грузии. От песни «Сакартвело» ждёшь каких-то распевов, но вместо этого артист предлагает грузинский тост в стиле рэп - что звучит довольно непривычно. Распевы тоже есть, но для них в композицию «На краю света» приглашена группа «Мгзавреби». L'One лирично и с юмором вспоминает детство и юность, употребляет в текстах много географических названий, а также слегка наивно пропагандирует любовь и единство в композиции «Весь мир для нас». В «Удаче» обнаруживаются испанские мотивы, а песня «Феникс» как-то очень деликатно намекает на стиль Агутина - возможно, потому, что Леонид принял участие в её записи. В целом же альбому, задуманному как «письмо всему миру», не хватило размаха и глобальности: чтобы мир услышал, надо не колесить по континентам, а говорить оригинальнее и громче.
Алексей Мажаев, InterMedia