Владимир Владимирович Шахиджанян:
Добро пожаловать в спокойное место российского интернета для интеллигентных людей!
Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Любовь после Tinder

Эмоциональная пустота или новая искренность?

Иногда кажется, что все наши желания давно уместились в строчку: Свайп вправо, если интересно». Простая механика перелистывания ярких страничек, будто изобретенная где-то на заводе бесчувственности, превращает поиск любви в игру на выживание. Кто останется последним среди аватарок, где каждая улыбка выглядит как маркетинговый слоган, а каждый текст — как скучная нагенерированная пустота?

Но что мы ищем в этих оцифрованных лабиринтах? Неужели действительно любовь? Или всего лишь признание факта, что ты все еще в игре, что твой профиль не хуже, чем у других? Веками любовь была экзистенциальной катастрофой: гулким грохотом сердца, переполненным страстью, сомнениями и вечной трагедией неразделенности. «Tinder», или «ВК-знакомства», или, упаси Боже, «Badoo» — уравняли всех, сделали нас не людьми, но карточками в колоде, которые так огульно тасуются. Свайп влево — и боль исчезает. Вправо — и ты снова на поле ожидания, где никто никому ничего не должен.

И это пугает. Не своей пустотой — пустота привычна нам, людям постсоветского пространства, — а своей идеальной, как у вакуумной упаковки, гигиеной. Здесь нет конфликта, нет страданий, только ровные пики дофамина, как от слабенькой инста-наркотической дозы. Как будто любовь перестала быть чем-то большим, чем пластмассовая коробка, набитая фастфудной жижей.

О, представьте себе Онегина, который сидит в серой двушке с видом на завод и пишет Татьяне не письмо, а сообщение, простенький «месседж», в духе:

 

«Привет, как дела? Чё делаешь?» 

 

А потом ждет.

Не ответа, нет — ждёт синей галочки, подтверждения, что его слова хотя бы прочитаны. Онегин, зевающий в экран, где вместо тетради — бесконечный мессенджер, кажется даже не Онегиным, а очередным profile pic с отредактированными фото, у которого в арсенале средств воздействия на своего партнёра — исчерпывающиеся на лексиконе Эллочки-Людоедки слова.

О чем можно сказать человеку, которого ты никогда не видел, но к которому уже привязан странной нитью чатов и лайков? Первая фраза, как первый вздох — «чем занимаешься?» — кажется невесомой, почти прозрачной, а порой и призрачной. Но за ней стоит вся тяжесть русской меланхолии, в которой нужно либо полностью раствориться, либо бежать. И ты пишешь не о себе, нет. Ты прячешься за слащавыми емодзи, за заранее отточенными формулировками.

А вдруг искренность — это не плюс, а смертельный минус?

***

Любовь в эпоху Tinder — это больше не диалог, а игра в шахматы. Первое сообщение — дебют. Второе — защита. «Как дела?» — удар белой пешки. «Норм, у тебя?» — ход в ответ, формальный и пустой, как вокзал ранним утром. Здесь никто не торопится в путь, но все делают вид, что поезд вот-вот придет.

Русский дух — тоска, невыразимая и горькая, — все равно проступает даже сквозь идеально подобранные селфи. Вот он, между строк: сжатые скулы и взгляд, направленный не в экран, а в пустоту за ним. Мы сидим, словно в квартире из советского фильма, с обоями в ободранный цветочек, и пытаемся строить из свайпов крепость, где спрячемся от одиночества. И все равно где-то внутри звучит порой вопрос: «А не обман ли это всё? Не очередная ли игрушка, которая сломается, как только ты позволишь себе верить и быть искренним?»

Любовь теперь оценивается в лайках. Сколько раз ваш профиль просмотрели? Сколько человек свайпнули вправо? Это словно рынок, где ценник выставляется не на товар, а на само существование. Твои фото, твои описания, даже твои увлечения — все это часть продукта, который ты продаешь незнакомцам.

И здесь возникает вопрос: как мы оцениваем себя в этом процессе? Может ли человек действительно стоить лайка? В глазах алгоритма ты набор данных: возраст, геолокация, хэштеги интересов. Алгоритм безжалостен, как судьба, он отсеивает тех, кто «не в формате», даже не давая шанса на встречу.

Но мы принимаем эту игру. Мы добавляем остроумные фразы в био, выкладываем лучшее селфи с правильным светом. Мы становимся режиссерами собственной жизни, вырезая всё лишнее, чтобы создать идеальную версию себя. Зачем? Потому что никто не хочет быть отвергнутым. Потому что в этом мире свайпов отказ воспринимается как конец света, как признание собственной ненужности.

***

И все же это странный рынок. Ты можешь быть самым «популярным товаром», но это не гарантирует счастья. Ведь за всеми этими цифрами и статистикой скрывается тот же вопрос: заметят ли меня по-настоящему? Или всё останется лишь поверхностным шоу?...

Парадоксально, но в эпоху бесконечного общения люди всё чаще молчат. Мы обмениваемся фразами, как мелкими монетами, но за ними — пустота. Лишь редкие слова прорывают этот барьер: случайное признание, вырвавшееся в пьяном сообщении, или искренний вопрос, на который не знаешь, как ответить.

Мы прячемся за экранами не потому, что боимся других, а потому, что боимся себя. Вдруг, если кто-то раскроет тебя, станет ясно, что внутри ничего нет? Эта мысль не отпускает, гнездится где-то на задворках сознания. Потому мы и остаёмся в чате, где безопасно. Где всегда можно нажать «удалить».

Представьте встречу. Вы сидите напротив друг друга в маленьком кафе. Между вами — две чашки кофе, словно реквизит. Вы оба говорите, но фразы звучат неестественно, как будто они репетировались заранее. «Ты любишь путешествия?» — спрашиваешь ты, хотя знаешь ответ: в её профиле были фото с Гоа и Бали. Она улыбается: «Да, обожаю! А ты?»

Этот диалог — почти театр. Вы оба играете роли, которые сами себе выбрали. Она — веселая путешественница с любовью к приключениям. Ты — внимательный собеседник, интересующийся её миром. Но за этой игрой прячется вопрос: когда спектакль закончится? И захочешь ли ты остаться после финального акта?

Русская культура всегда была полна драмы. От Пушкина до Чехова — наши герои страдали, любили, умирали ради любви. Но в Tinder-действительности драма исчезла. Вместо неё — поверхностные сценарии, написанные ради краткосрочного успеха. Мы боимся быть скучными, боимся показаться слишком сложными, боимся настоящего.

***

А ведь настоящая любовь — это всегда риск. Это открытость, за которую можно получить не аплодисменты, а боль. Но кто готов на такое в мире, где всё можно отменить одним свайпом?

И всё же, даже в этом безликом пространстве технологии, русский дух не умирает. Внутри нас, как в герое Достоевского, бурлит непримиримый конфликт. Мы хотим найти любовь, но боимся, что она окажется не такой, как в книгах. Мы жаждем искренности, но боимся её грубой, необработанной правды.

Каждый свайп — это попытка вспомнить вечную красоту любви, подобную весеннему цветку, о которой писали поэты. Но эта весна затерялась за холодными экранами смартфонов. Мы продолжаем искать её, как Иванушка дурачок — свою жар-птицу. Потому что, несмотря на все эти алгоритмы и лайки, в душе мы остаёмся романтиками.

Любовь после Tinder не мертва. Она просто ушла в подполье, на серверы, где кэшируются данные и мечты. Это не конец, это просто смена интерфейса. И, возможно, среди всех этих свайпов однажды появится лицо, которое скажет тебе: «Привет, ты реальный?».

Кто-то поверит твоим чувствам, потому что ты уже не будешь бояться обнажить своё естество. И ты вдруг поверишь, что да, реальность всё же существует.

Леонид Ткачёв

20


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95