Мы привыкли думать, что живём в том мире, который видим. Правда, мы уже успели усомниться с вами в том, что видим его в точности таким, какой он есть, ведь наше восприятие ограничено возможностями и потребностями тела. Пускай будет так.
У нас есть хотя бы наш, человеческий мир, в котором мы создали цивилизацию и живём внутри неё, как полноценные частицы общества, и здесь хотя бы можем быть спокойны и организовывать свою жизнь, не думая о тех звуковых частотах и цветах, которые нашему восприятию недоступны. Обойдёмся тем, что есть.
Мы, конечно, можем не доверять кому-то – людям, СМИ, государству – но всё же в душе мы храним непоколебимую веру в реальность общества, СМИ, государства. И это было бы прекрасно, если бы они действительно существовали.
Сомнение в этом кажется бредом, я знаю. Но задайте себе на секунду вопрос: «Что такое общество?». Я буду рад, если вы в комментариях дадите своё определение. Но прежде этого, мне придётся дать своё. Общество – это фикция, созданная для манипуляции сознанием. Сразу оговорюсь - я не подразумеваю под словом «манипуляция» ничего отрицательного, и не собираюсь говорить с вами о всемирном заговоре. Сознанием мы манипулируем так же, как ложкой во время еды или руками во время печатания текста.
Вернёмся к обществу. Если вас попросить указать на общество, вы будете вынуждены показать человеку или группу людей, а потом прибегнуть к обобщению, сказав, что всё вместе – это общество. Хотя ответ может быть и не так глобалистичен. Скорее всего, людей вы назовете человечеством, а обществом – определённую их группу. Нацию, скажем. Или, граждан какого-нибудь государства.
Предположим, общество для российского журналиста, готовящего статью – это жители России. Или, может быть, только граждане? В первом случае, из понятия общества выпадают те русские, которые корнями живут в России, а вот плоды оставили землям иным. Во втором - те гости нашей страны, которые гражданами не являются, но делают за нас всю грязную работу (или отнимают её у нас. Как хотите).
Главное здесь – не определение общества, а факт его неопределимости.
С государством всё сложнее. Им мы называем некую совокупность официальных институтов власти, осуществляющую административный контроль над этим самым обществом в границах одной страны. Всё это громоздкое определение наполнено вещами несуществующими, но при этом у большинства людей оно не вызывает никаких вопросов.
При этом мы привыкли воспринимать государство, как некоего левиафана, который совершенно реален, и от которого мы зависимы. Мы верим в закон, от которого не уйти. Закон – это щупальца этого «монстра», которыми он достанет до нас, где бы мы ни были. Мы верим в защиту, которую нам может предоставить этот зверь взамен на нашу свободу.
Но свободу отнимает у нас не государство. Потому что, как и в случае с обществом, его просто не существует. Есть люди, и есть набор их условностей. Есть искусственно созданные правила, для исполнения которых построены здания, сшита одежда для тех, кто будет за исполнением этих правил следить, им выдано оружие и даны так называемые полномочия. Есть символика, есть флаг и герб, есть забор, построенный вокруг и называемый границей. Есть официальные бумаги, которыми обмениваются люди, чтобы получить еду и другие полезные вещи. Для этих бумаг они отдают себя в рабство, которое называют работой и учатся её любить. А сами эти манипуляции с бумажками называют экономикой. И так далее...
Подобные мифы можно перечислять в отдельном томе. Им уже тысячи лет, и сформировались они так давно, что мы уже и не видим истока их. Но знать его и не нужно, чтобы открыть глаза и увидеть, что нас держит в неведении лишь убеждённость в их верности. Мы смотрим на греков или индейцев и смеемся, что они верили в богов и духов, но при этом сами верим в миф не менее абсурдный. Верим настолько, что я уверен: большинство читающих эту публикацию думают, что я сошёл с ума. Не так ли? ;)
Чем это можно объяснить? Да просто нам говорили обо всём этом с малолетства, как и родителям нашим и их родителям. Внутри нас создали убеждение в реальности понятий, не имеющих ничего под собою, кроме других понятий, пока те, в свою очередь, не приводили к чему-то реальному. Например, по цепочке «мама-человек-много людей-общество».
Вы скажете, что это называется «абстрактным мышлением», и это – дар эволюции сознания. Благодаря ему мы построили цивилизацию, а без него до сих пор прятались бы по пещерам. Но вера в то, что цивилизация – абсолютное благо, тоже часть мифа. Мифа полезного. Ведь он позволяет одним людям властвовать над другими, производить блага усилиями одних, а распределять усилиями других. И так далее.
Это – не плохо. Это – данность. И это – миф, нравится нам это или нет. Мы привыкли называть мифом что-то несуществующее, поэтому я и употребляю это слово. Вы скажете, что есть, например, суд или банки. Они реальны.
Но я говорю не о последствиях. Банки современности – это то же, что храмы древности. Они построены ради веры в несуществующее, но сами по себе они реальны. За сомнение в их реальности казнили тогда и легко могут казнить сейчас. Но это не отменит их безосновательности.
И я верю, что так же, как когда-то мы смогли осознать мифичность русалок и леших, мы сможем осознать и мифичность государства и общества. И тогда не только цепи наши спадут, но и не будет инструментов для манипуляции нами.
Когда мы слышим сейчас, что кто-то арестован по политическим причинам, мы говорим, что это – закон. Когда мы слышим, что кто-то разорился, мы говорим – экономика. Когда читаем чей-то лживый репортаж в газете, ругаем СМИ. Нам не дают нужную справку, и мы клянем бюрократию.
Так же, как древний земледелец ругал Деметру за неурожай, а Диону за дурную погоду. Теперь мы знаем (или снова верим) благодаря науке, что за дождём и урожайностью стоят иные, более сложные, но менее романтичные процессы.
А что стоит за бюрократией, законом, СМИ? Ответ вы знаете. За всем этим стоим мы, люди. И нет ничего, кроме людей и того, что мы себе придумали. Если мы хотим играть в игру закона, бюрократии, общества и прочего, мы играем в неё, а если не хотим, придумываем свою. Можно привести метафору не игры, а скажем, «кино» или «истории». Но главное, чтобы у нас был выбор. А выбор появляется лишь после отделения существующего от несуществующего. Собственно, в этом я и вижу свою задачу, как человека, родившегося в этом странном мире и ищущего в нём гармонию и счастье.
Поэтому в следующей публикации, я расскажу, как этот миф (вместе со многими другими) входит в нашу жизнь в её начале и по каким признакам его можно узнать, чтобы больше не попадаться на его уловки.