Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Люмьер-внук

"Наш семейный бизнес ушел в небытие.Я бы сам хотел узнать, как это случилось. Доходов в семье всегда было достаточно. Куда все это делось?.. Ничего не осталось", - сетует в интервью "Итогам" Макс Лефранк Люмьер

Одним из самых желанных гостей проходящей в Москве фотобиеннале стал Макс Лефранк Люмьер — внук легендарного Луи Люмьера, одного из изобретателей кинематографа. Но мало кто знает, что братья Люмьер, Луи и Огюст, являются прародителями еще и цветной фотографии: в 1907 году они придумали технологию, позволявшую получать цветные позитивы — автохром. Вот только, как рассказал «Итогам» Макс Лефранк Люмьер, особого богатства это семейному клану не принесло.

— Какое из своих изобретений братья Люмьер считали важнейшим?

— Все началось с сухих фотопластин — «голубых этикеток», которые позволяли не мучиться с проявкой сразу после съемки. Потом — синематограф, автохром, громкоговоритель… И еще куча изобретений типа защитных очков для электросварщиков. Некоторые мелкие усовершенствования они даже не патентовали. Но самым важным Люмьеры считали, конечно, кинематограф. Я-то вообще думаю, что его изобретение сыграло не меньшую роль, чем изобретение книгопечатания.

— В первых картинах Люмьеров действуют в основном члены семейства. Почему их имена никогда не упоминались?

— А зачем? Съемка интересовала дедушек как технический эксперимент. И, кстати, семью они позже начали снимать. Вначале был выход рабочих с фабрики, приезд поезда на вокзал Ла Сиота, портового городка. Они отрабатывали технологию. После этого было изготовлено около 150 камер. Их раздали операторам, которых отправили в разные концы земного шара. Изначально идея была проста — дать людям возможность увидеть то, что иначе они не могли бы увидеть. Ну а потом фильмы начал снимать Жорж Мельес, он делал игровое кино, с актерами, декорациями… Дедушку Луи это не занимало. Если позже он что-то и снимал, то только для себя.

— По снимкам, привезенным на фотобиеннале, не скажешь, что старшие Люмьеры были равнодушны к художественным эффектам.

— Дедушка рисовал хорошо. Даже первые наброски кинокамеры сделаны были великолепно. Но больше его интересовали научные изыскания.

— Когда фотографии из вашего частного архива впервые были показаны публике?

— В 2003-м. Семья Люмьер остается владельцем автохромов, но право на воспроизведение и публичный показ принадлежит Институту Люмьер.

— Луи и Огюст, два брата — один бизнес. Сложностей не возникало?

— Нет. Они вместе очень много работали. Луи больше интересовался физикой, Огюст — физиологией, медициной, химией: у него много изобретений в фармацевтике, некоторые используются и по сей день. В 1914 году, когда началась Первая мировая война, появилось много раненых с ожогами. Если не класть на ожог повязку, то рана может инфицироваться. Но бинт намертво присыхал к ране, отдирать его было мучительно. Огюст придумал легкую газовую повязку, пропитанную специальным жировым составом, благодаря которому она легко снималась. Сегодня состав пропитки несколько другой, но в названии повязки имя Люмьера осталось. Но это к слову.

— Каким вы запомнили своего деда?

— Меня привозили на каникулы в его дом на берегу Средиземного моря. Он был изобретательным и веселым человеком. Помню, мне было лет девять. Я нашел на террасе муравья, который лакомился пчелой. Я попросил у дедушки лупу, он достал ее из кармана пиджака. Но перед этим объяснил, что это не простая лупа, а что-то уже на полпути к телескопу. Короче, прочел мне целую лекцию по оптике. Вообще у него в пиджаке была масса карманов, и в каждом — совершенно неожиданные предметы: отвертки, лупы, щипчики, кусачки… Просить можно было что угодно — все находилось.

— В семье его считали чудакoм?

— Да нет, он прекрасно участвовал в общей жизни. Рассказывал анекдоты, постоянно шутил. Однажды он принес на стол две бутыли с водой из погреба. Но когда вы пытались из них налить, они вдруг удлинялись, а вода исчезала. При этом с виду бутылка казалась абсолютно нормальной. Такие шуточки у него были, понимаете?

— Внуки унаследовали таланты?

— Хорошо бы, конечно. Но, к сожалению, не тот случай. Может, он передал нам желание находить решение в любой ситуации. Но у нас есть желание, а у него было умение.

— Какова судьба бизнеса Люмьеров?

— Он ушел в небытие.

— Каким образом?

— Я бы сам хотел узнать. Может, так бы не жалел.

— А доходы от патентов?

Во-первых, много времени прошло. Потом, по мере того как эти патенты появлялись, их продавали. Скажем, вы делаете изобретение, получаете патент. У вас две возможности. Либо вы продолжаете им пользоваться и получаете дивиденды в течение 25 лет, после чего изобретение делается публичным достоянием. Либо вы его сразу продаете. Люмьеры некоторые продавали, некоторые оставляли в семье. В любом случае доходов всегда было достаточно. Куда все это делось?.. Ничего не осталось.

Жанна Васильева

896


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95