Большинство произведений Джейн Остин – плоды так называемого высокого, интеллектуального искусства, при подходе к которым необходима определённая доля историко-общественной осведомлённости и соответствующее эстетическое развитие. Причём, данные критерии равнозначны как для читателей, так и для кинематографистов, решивших перенести романы Остин на большие (или малые) экраны. Вспомните «Разум и чувства» Энга Ли, «Гордость и предубеждение» Джо Райта или «Любовь и дружбу» Уита Стиллмана – всем этим адаптациям не чужда определённая высокопарность и излишний мелодраматизм, порой становящийся основным камнем преткновения для более молодой аудитории, решившей через кино открыть для себя удивительный мир Джейн Остин.
Однако «Эмма.» Отем де Уайлд (с такими-то именем и фамилией ей бы только классику снимать) – совершенно другая. Во-первых, четвёртый полноценный роман Джейн Остин является одной из её самых комедийных работ в библиографии. Во-вторых, новейшая адаптация с издёвкой в виде точки на конце официального названия разительно отличается ото всех остальных, коих было не меньше десятка, где в разные годы титульную героиню играли Джуди Кэмпбелл, Гвинет Пэлтроу и Кейт Бекинсэйл. Новая версия отличается броским стилем, молодёжным бунтарским духом и более откровенной комедийной составляющей, делающей эту «Эмму.» прекрасным отражением своего времени.
История вращается вокруг молодой, красивой, умной и богатой Эммы Вудхаус (Аня Тейлор-Джой, вероятно, в своей лучшей роли на данный момент), которая в свой 21 год даже не думает о замужестве. Вместо этого она активно занимается сведением других парочек и построением чужих судеб. Так, например, она дружит с Харриет Смит (Миа Гот), простодушной девушкой из менее состоятельной семьи, которую вот-вот собирается позвать замуж местный фермер. Эмма, взявшаяся за светское воспитание своей подруги, убеждает Харриет отказаться и приглядеться лучше к местному викарию, который в свою очередь глаз не сводит с Эммы.
Все эти «классические» любовные хитросплетения могли бы знатно поднадоесть ещё в первой половине фильма, однако благодаря игривому подходу Отем де Уайлд к повествованию наблюдать за очередным реверансом в адрес романа Остин невозможно без улыбки на лице. Фильм полон яркими персонажами, к числу которых относятся отец Эммы, мистер Вудхаус (искромётный Билл Найи крадёт каждую сцену со своим участием), и не менее богатый юноша по соседству – Джордж Найтли (Джонни Флинн). Джордж – единственный, кто не стесняется критиковать Эмму и не кажется влюблённым в неё. За развитием их отношений в фильме следить, пожалуй, интереснее всего. Особенно когда не знаешь финала самого романа.
Во многом за счёт очаровательной Тейлор-Джой «Эмма.» далека от занудных исторических полотен, которые штамповали голливудские студии в начале-середине нулевых. Данная картина ближе к «Марии-Антуанетте» Софии Копполы, также прекрасно передающая дух старины с мельчайшими деталями исторического быта, традиций и правил этикета, но в то же время умело отражающая феминистические запросы сегодняшнего общества. Но не стоит волноваться, здесь обошлось без лозунгов и призывов, перед нами честная и остроумная история о роли женщины в мире, когда от неё ждут исполнения определённых социальных ролей только потому, что так заведено испокон веков.
Помогает лёгкости восприятия «Эммы.» и заметный сатирический уклон фильма. Отем де Уайлд в прекрасной манере самой Джейн Остин смеётся над атавизмами светского общества, выставляя не в лучшем свете не только нелепость социальной классовости как вневременного явления, но и пропуская всё это через призму восприятия девушки-подростка в процессе взросления. Отсюда – много юмора, забавных мизансцен и метких уанлайнеров, которые в синтезе с солнечной операторской работой Криса Бловелта, саундтреком из композиций Моцарта и Бетховена, а также восхитительной работой художников-постановщиков и костюмеров создают уникальное ощущение свежести от движения каждого сюжетного механизма фильма.
Новая версия экранизации классического романа вряд ли будет воспринята с восторгом среди состоявшихся, осознанных любителей творчества Джейн Остин, однако для новой аудитории (в частности молодёжно-подростковой) «Эмма.» может стать откровением. Дерзкий, приглушающий любые проявления высокого штиля, подход Отем де Уайлд придал истории Эммы Вудхаус невероятную лёгкость и сделал её по-современному стильной.
Вадим Богданов