Владимир Владимирович Шахиджанян:
Добро пожаловать в спокойное место российского интернета для интеллигентных людей!
Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Мадам Пикассо

Имя Пикассо обычно ассоциируется с такими картинами, как «Старый нищий с мальчиком», «Девочка на шаре» или знаменитая «Герника». Но в моей памяти возникает совсем другой образ — портрет его жены Ольги Хохловой, написанный в 1917 году, — выразительный антипод «Даме с веером». Здесь гуманистическое начало борется с отвлеченным формализмом.

Не без основания можно утверждать, что влияние русского балета, и в первую очередь — любовь к русской балерине, сказались на творчестве художника. Портрет хранится в музее Пикассо, впервые мы его увидели на выставке «Москва Париж» в 1981 году. Мне же посчастливилось встретиться с ним еще раз — в мае 2004-го в Париже на выставке «Энгр — Пикассо».

…Пабло познакомился с ней в Риме: художник много времени проводил с балетной труппой Дягилева, путешествовал с ней по Италии. Не сразу эта девушка с царственной осанкой привлекла его внимание. А когда он ее «увидел», то уже не смог забыть.

Пикассо вообще нравилось все русское. Как и многие иностранцы, он любил Достоевского и в каждой русской женщине видел Настасью Филипповну. Позднее художник понял, что ничего инфернального в его избраннице не было. Но это потом, а пока Ольга полонила его. Она очень отличалась от прежних его подружек. «В ней есть мудрость и спокойствие,- с удивлением и восторгом говорил он Игорю Стравинскому. — А это, если вдуматься, куда более редкий дар, чем умение танцевать».

К тому же Ольга была сдержанна в общении. Не скрывала, что ее мало интересует живопись, совсем не проявляла внимания к его творчеству. Они много бродили по Риму, оставались наедине, но Ольга не давала повода для полного сближения. Пикассо был в растерянности: как завоевать эту женщину?

«Она русская, — объяснял Дягилев. — На таких, как она, приходится жениться…» Легко сказать — жениться. Пикассо шесть лет назад похоронил любимую женщину. С тех пор у него не было серьезных привязанностей. Ему почти 40, а Ольга так молода, хороша. «Поглядела бы ты на ее гордую осанку, на неприступность поистине аристократическую», — писал художник писательнице Гертруде Стайн.

Но все-таки он решился. А Ольга? Она не была влюблена. Более того, ее пугал горячий темперамент Пикассо, его необузданность. А еще ее пугал «завтрашний день». Шел 1917-й год. Первая мировая война, революция и гражданская война в России, невозможность вернуться на родину.

Последней каплей в ее сомнениях был провал спектакля «Парад» в парижском театре «Шатле», после которого публика в зале начала кричать: «Смерть русским!». Дягилев вынужден был отправиться на гастроли в Латинскую Америку. Ольга покидает труппу и… переезжает к Пикассо. Венчание проходило по православному обряду в русской церкви в Париже на рю Дарю.

В объятиях любимой женщины Пикассо счастлив, ему нет дела до ужасов бытия. Ольга уверена, что он должен стать модным художником (ведь он так известен), писать портреты влиятельных и богатых заказчиков. «Пикассо, — пишут авторы книги „Русские избранницы“, — искавший в ней разгадку тайны просторов бескрайней Азии, нашел лишь жизнь в квартире, обставленной мебелью красного дерева, сигары, утомительные послеобеденные беседы в пиджаках и смокингах».

Но в первое время ему это нравится. Их новая квартира на рю Боэси уже ничем не напоминала богемную монмартрскую жизнь. Ольга воплотила в ней свою мечту, перенеся ее из разрушенной революцией России в Париж. Дочь русского полковника по-своему понимала счастье, семейный уют. Молодая женщина, слишком увлеченная идеей переделать мужа (ошибка, свойственная многим и сегодня), не почувствовала тревоги даже тогда, когда обнаружила, что Пикассо «восстал». Он начинает восстанавливать в своей мастерской ту атмосферу, тот хаос, который сопровождал его всю жизнь и в котором он только и мог творить. «Маскарад окончен, — ставит он точку на светской жизни с ее фальшивыми улыбками и обязательными переменами костюмов. — Мне надо работать».

Пикассо очень любил Ольгу и очень гордился ее красотой. К началу их любви относится и написание знаменитого портрета. Но что удивительно — сердце томится любовью, а рука художника бесстрастно рисует черты довольно холодной женщины, для которой любовь «служит украшением обычной жизни». Обратите внимание на ее твердо сжатые губы — характер твердый и… расчетливый.

Когда современники высказывали недоумение выбором Пикассо (его друзья не приняли Ольгу), Матисс подсмеивался: «Всему виной случай». И рассказывал, что первое свидание с художником было столь бурным, что, выходя из дома, Ольга оступилась и упала, растянув связки. Конец карьеры? Пикассо, считая себя виновником происшедшего, вынужден был жениться.

Шутка стала мифом, в котором есть доля истины. А истина в том, что брак этот был действительно случаен. Импульс — его причина. Дальше началось отторжение, которого не остановило даже рождение сына. Конечно, Пикассо счастлив, он во власти нового ощущения, которое подарило ему отцовство. Он рисует Поля. Этот период в его творчестве назовут «периодом арлекинов». Рисует он и маму с ребенком. Однако тема материнства не приняла у художника-атеиста библейского оттенка: это не Мария с младенцем, это — мама с ребенком.

Постепенно конфликт между супругами становится непреодолимым. Выход один — развод. Как справедливо пишут биографы, он сбросил с себя «аркан жизни преуспевающего буржуа». Этому способствовала и встреча с Мари-Терезой Вальтер. Лучистая синева ее глаз решила судьбу Ольги Хохловой.

Они расстались в 1935 году. Отказ Ольги дать развод вызвал гнев художника. Вот когда он пожалел о брачном контракте, подписанном до венчания, по которому все имущество супругов, включая картины, должно быть поделено пополам. Картины! Вот что нужно Ольге. Пикассо возмущен: «Ты уверяешь, что любишь меня. Вполне возможно, но любишь как кусок жареной курицы, стараясь обглодать его до кости». Пикассо покидает жену, а вскоре Мари-Тереза родила ему дочь.

Свои последние годы Ольга жила на юге Франции. Ее постоянными спутниками стали одиночество и отчаяние, усиливающиеся невозможностью вернуться в Россию, о которой тосковала. С Пикассо она больше не виделась.

Скончалась Ольга Хохлова в феврале 1955 года. Узнав о ее кончине, он произнес: «Вот теперь она действительно исчезла». Маэстро ошибся. Портрет, написанный им, навсегда останется признанием в любви.

Анна Безелянская

732


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95