С недавних пор Петя в своей речи начал активно использовать понятия недели и дней недели. Поразмыслив, я поняла, что в них сыночек разобрался, как ни странно, благодаря нашему меню каждого дня и своему врожденному стремлению к планированию.
Еще летом сын начал каждый вечер подходить ко мне с одним и тем же вопросом: «Что мы будем делать завтра?» Помню, в первое время я не уставала поражаться такой ярко выраженной Петиной склонностью к составлению планов. Решила её поддержать в надежде помочь сыну освоить понятия, связанные со временем. Такая форма учения у нас сложилась изначально: как только Петя чем-то начинает интересоваться, я подхватываю инициативу и превращаю это в какую-нибудь игру. В ходе игры добавляю новое и более сложное. Так было и на этот раз.
Меньше, чем за полгода, обсуждая с вечера планы на следующий день в игровой форме, Петя определился с тем, как устроена неделя.
Например, воскресным вечером мы с ним договаривались, что в понедельник будем лепить из пластилина «злых» птичек, а на полдник сделаем шарлотку.
За Петей, как правило, подтягиваются девочки. Так было со счетом, который дети обожают — до сих пор считают всё вокруг. Петя самостоятельно в свои четыре года считает до ста. Причём этот счет — не просто перечисление чисел, как показатель хорошо развитой в его возрасте непосредственной памяти, а самый настоящий количественный счет, знакомство с которым начиналось в свое время с пальчиковой гимнастики.
На очереди — чтение. У нас уже есть прогресс и в этом нелёгком деле. Нет-нет, да подойдет сыночек и обратится ко мне, как бы невзначай: «Какое слово получается из букв «Б», «А» и «П»? (это буквы, которые он уже запомнил). Или «А для «зрения точки» какие нужны буквы?» («зрения точки» — очередная выдумка, игра слов Пети). Ещё пример:
План «Б» сработал! А ещё у меня есть план «О» и ещё три плана: «И», «З», «Ё.
Но не все так просто. Через некоторое время меня поджидает внезапная проверка включенности в секретный мир моего юного исследователя:
— Не помнишь, какой у меня был план?
Я четко перечисляю все шесть:
— А, Б, О, И, З, Ё. Тебя какой именно интересует?
— О! — отвечает сын.
— Это ловушка для Кати — твердо отчеканиваю я. — Фу! Экзамен выдержала!
Всё чаще дети выражают желание играть в «Названия». В этой игре мы перечисляем по очереди предметы на определённую букву. Вот такими малюсенькими шажочками подбираемся к освоению основного навыка — чтения.
На днях удивила и Катюша. Как-то дочка, проснувшись первой из маленькой троицы, взяла карандаш с бумагой, которые лежали на столе, и заявила, что будет рисовать маму. Я стала наблюдать. Дочь нарисовала сначала овал размером на весь лист, поставила посередине две точки — глаза — и одну точку ниже — нос, — а ещё ниже провела черту — улыбку. На голове нарисовала, как умела, волосы. Я прокомментировала получившийся шедевр изобразительного искусства: похвалила талантливого портретиста и добавила внизу шею. С шеей автор согласился.
После чего Катя попросила второй лист бумаги. На нем она провела две чёрточки так, что неожиданно вышла буква «Г», только с поворотом в другую сторону. Затем последовал вопрос, после которого я поняла, что закорючка не случайна. Дочка спросила: «Какая это буква?».
Своим вопросом Катя пригласила меня к занятию!
Это не могло не радовать. Я написала рядышком с её буковкой букву «Г» правильно. Катя повторила за мной. Я написала рядом с «Г» ещё букву «О», она снова повторила за мной. И чтобы результат не заставил себя ждать, я добавила «Л» и произнесла получившиеся слово: «Гол!» Катя написала его вслед за мной и тоже назвала его.
Дело осталось за малым — закрепить значение написанного и произнесённого слова. Я спросила: «Катя, а ты знаешь, что такое «гол»? «Да, это мячик такой и ворота такие!» — уверенно заявила Катя и тут же продемонстрировала мне, как ногой забивается воображаемый мяч в несуществующие ворота.
Затем я взяла третий лист бумаги и предложила Кате нарисовать дерево на манер чудо-дерева Чуковского. Если на том дереве росли туфельки и сапожки, то на нашем — выросло все, что нужно, по мнению Кати, к чаю: чашки, блюдца, ложки, чайники и много тортиков. Настоящее чайное дерево получилось! От вида чайного дерева с тортиками вместо листочков разыгрался аппетит, и мы сели с дочкой завтракать.
Вот такие плодотворные импровизации случаются у нас по утрам: мы с Катенькой успели нарисовать портрет, научились писать и читать слово «гол» и даже посоревновались с Корнеем Ивановичем Чуковским, придумав и нарисовав настоящее чайное дерево. К сожалению, Петя и Варя самое интересное проспали, но мы с Катей им об этом не стали рассказывать.
Уважаемые родители, а бывали ли у Вас необычные утра с детьми?
Мария Кулыванова