С детских лет у меня была единственная ассоциация: Грибоедов — «Горе от ума». А еще иногда звучало: «Вальс Грибоедова».
И вот оказалось, что и писатель он разносторонний, и композитор интересный.
Сначала о Грибоедове-писателе.
Несколько лет назад мне попался том, на котором было написано «А.С.Грибоедов» и я обнаружила, что «Горе от ума» — лишь небольшая вещица, а написано Грибоедовым довольно много. И читать интересно.
Но самое яркое впечатление на меня произвели не пьесы и стихи, а описание наводнения в Петербурге в ноябре 1824 года. Ощущение, что я сама вижу, что там, «где за час пролегала оживленная, проезжая улица, катились ярые волны с ревом и с пеною...» А позже «Невский проспект превращен был в бурный пролив... Столетние деревья в Летнем саду лежали грядами, исторгнутые, вверх корнями. Ограда Ломбарда на Мещанской и другие, кирпичные и деревянные, подмытые в основании, обрушивались с треском и грохотом».
Читаю заключительные строки этой хроники, озаглавленной «Частные случаи Петербургского наводнения».
Я наскоро собрал некоторые черты, поразившие меня наиболее в картине гнева рассвирепевшей природы и гибели человеков. Тут не было места ни краскам витийственности, от рассуждений я также воздерживался: дать им волю, значило бы поставить собственную личность на место великого события.
Наверное, именно поэтому описание вызывает такое доверие, что кажется — все видишь собственными глазами.
Удивительно открывать в знакомом, привычном — новое. Сложившийся еще в школьные годы образ Грибоедова вдруг изменился: для меня он был автором только одного произведения, а оказалось - это очень интересный разносторонний писатель.
Теперь о Грибоедове-музыканте.
Александр Сергеевич Грибоедов — пианист и композитор, автор нескольких фортепианных пьес. Написанные Грибоедовым музыкальные произведения обладали великолепной гармонией, стройностью и лаконичностью. Но некоторые из них, в том числе фортепианная соната — самое серьёзное музыкальное произведение Грибоедова, — до нас не дошли. А вот два вальса стали известными, часто исполняемыми и очень популярны сегодня.
Вальс ми минор считается первым русским вальсом, дошедшим до наших дней.
А вальс ля бемоль мажор когда-то звучал в заставке замечательной передачи «Экранизация литературных произведений».
Грибоедов был образованным музыкантом. По теории музыки и композиции он занимался в Петербурге у Иоганна Генриха Миллера — композитора, теоретика, пианиста и скрипача.
Грибоедов был близок с А.А. Алябьевым, А.Н. Верстовским, В.Ф. Одоевским (также учениками Миллера).
Плодом творческого содружества Грибоедова, поэта П.А. Вяземского и Верстовского явился водевиль «Кто брат, кто сестра» (1824).
Грибоедов познакомил М.И. Глинку с мелодией грузинской народной песни, которая потом прозвучала в романсе «Не пой, красавица, при мне» (на слова А.С. Пушкина).
По воспоминаниям современников, Грибоедов был замечательным пианистом, его игра отличалась подлинным артистизмом.
«Он был очень хороший музыкант..» — сказал о Грибоедове Глинка.
Алла Азарх