Владимир Владимирович Шахиджанян:
Добро пожаловать в спокойное место российского интернета для интеллигентных людей!
Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Малоизвестный Грибоедов

Две стороны таланта

С детских лет у меня была единственная ассоциация: Грибоедов  — «Горе от ума». А еще иногда звучало: «Вальс Грибоедова».

 

И вот оказалось, что и писатель он разносторонний, и композитор интересный.

Сначала о Грибоедове-писателе.

Несколько лет назад мне попался том, на котором было написано «А.С.Грибоедов» и я обнаружила, что «Горе от ума» — лишь небольшая вещица, а написано Грибоедовым довольно много. И читать интересно.

Но самое яркое впечатление на меня произвели не пьесы и стихи, а описание наводнения в Петербурге в ноябре 1824 года. Ощущение, что я сама вижу, что там, «где за час пролегала оживленная, проезжая улица, катились ярые волны с ревом и с пеною...» А позже «Невский проспект превращен был в бурный пролив... Столетние деревья в Летнем саду лежали грядами, исторгнутые, вверх корнями. Ограда Ломбарда на Мещанской и другие, кирпичные и деревянные, подмытые в основании, обрушивались с треском и грохотом».

Читаю заключительные строки этой хроники, озаглавленной «Частные случаи Петербургского наводнения».

 
 
 


Я наскоро собрал некоторые черты, поразившие меня наиболее в картине гнева рассвирепевшей природы и гибели человеков. Тут не было места ни краскам витийственности, от рассуждений я также воздерживался: дать им волю, значило бы поставить собственную личность на место великого события.
 

 
 
 

Наверное, именно поэтому описание вызывает такое доверие, что кажется — все видишь собственными глазами.

Удивительно открывать в знакомом, привычном — новое. Сложившийся еще в школьные годы образ Грибоедова вдруг изменился: для меня он был автором только одного произведения, а оказалось - это очень интересный разносторонний писатель.

Теперь о Грибоедове-музыканте.

Александр Сергеевич Грибоедов — пианист и композитор, автор нескольких фортепианных пьес. Написанные Грибоедовым музыкальные произведения обладали великолепной гармонией, стройностью и лаконичностью. Но некоторые из них, в том числе фортепианная соната — самое серьёзное музыкальное произведение Грибоедова, — до нас не дошли. А вот два вальса стали известными, часто исполняемыми и очень популярны сегодня.

Вальс ми минор  считается первым русским вальсом, дошедшим до наших дней.

А вальс ля бемоль мажор когда-то звучал в заставке замечательной передачи «Экранизация литературных произведений».

Грибоедов был образованным музыкантом. По теории музыки и композиции он занимался в Петербурге у Иоганна Генриха Миллера — композитора, теоретика, пианиста и скрипача.

Грибоедов был близок с А.А. Алябьевым, А.Н. Верстовским, В.Ф. Одоевским (также учениками Миллера).

Плодом творческого содружества Грибоедова, поэта П.А. Вяземского и Верстовского явился водевиль «Кто брат, кто сестра» (1824).

Грибоедов познакомил М.И. Глинку с мелодией грузинской народной песни, которая потом прозвучала в романсе «Не пой, красавица, при мне» (на слова А.С. Пушкина).

По воспоминаниям современников, Грибоедов был замечательным пианистом, его игра отличалась подлинным артистизмом.

«Он был очень хороший музыкант..» — сказал о Грибоедове Глинка.

Алла Азарх

191


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95