Первый Всероссийский женский съезд проходил под лозунгом: «Равные права — равные возможности». Тогда, в декабре
КТО ТА, В ОРАНЖЕВОМ ЖИЛЕТЕ?
Во всех докладах и прениях речь шла о самом главном — о политических и гражданских правах. Обсуждались и экономическое положение женщины, трудности в получении образования, гнёт патриархальной семьи. Делегатки — среди них председатель Русского женского взаимно благотворительного общества А. Шабанова, видные общественные деятельницы А. Философова, Е. Щепкина, А. Коллонтай — требовали закрепить в законодательстве права женщин на участие в общественной жизни, открыть доступ к обучению наравне с мужчинами. Им хотелось участвовать в земских собраниях, решать вопросы местного самоуправления, заниматься наукой и медициной, писательством и журналистикой, педагогикой и благотворительностью…
Пройдёт всего десяток лет, и Советская власть уравняет в правах всех. Женщина получит право не только избираться и быть избранной, но и сесть за руль трактора, взять в руки лопату, выйти на железнодорожное полотно в оранжевом жилете, трудиться на самых тяжёлых рабочих местах, зарабатывая себе кучу профзаболеваний и мизерную пенсию. А ещё по большим праздникам восседать среди депутатов в качестве «свадебной генеральши», слушая, как заботятся о ней партия и правительство. Но главный подарок женщины всё-таки получили — бесплатное образование. Они просто рванулись в вузы, словно жаждущие — к источнику.
И вот декабрь
«Доступ женщины к участию в политической жизни страны окончательно откроется лишь при водворении демократического строя…» — это выдержка из общей резолюции Первого съезда. А вот цитата из резолюции Второго: необходимо «практическое обеспечение равных возможностей женщин и мужчин, прежде всего права личности на развитие и самореализацию в общественно полезной деятельности…». Через сто лет поняли: одного избирательного права недостаточно. Настоящее равноправие будет лишь тогда, когда женщин допустят на уровень принятия решений.
ПЯТЬ ТЫСЯЧ ДЛЯ СЧАСТЬЯ
Женские общественные организации и между съездами не раз обсуждали этот пресловутый уровень принятия решений, на который их правдами и неправдами стараются не пускать. Особо активные представительницы регионов сетовали на Втором съезде: в залах, где заседает власть, видны одни чёрные пиджаки да галстуки.
Что делать? «Сажать цветы и убирать мусор!» — такое парадоксальное суждение прозвучало из уст Елизаветы Божковой, директора Информационного центра Независимого женского форума. По её мнению, женщинам следует начинать продвижение к власти с малых дел — очищения и благоустройства своего подъезда, двора, района, организации детского садика или кружка при ТСЖ, посещения лежачих стариков или инвалидов и организации служб помощи. Да, это незаметные, негромкие на первый взгляд деяния, но именно они могут открыть дорогу в местное самоуправление. Необязательно сразу рваться в большую политику: у нас и на местах столько проблем, что на всех хватит.
Предложенный путь к уровню принятия решений, конечно, длинный, но с другой стороны, участницы Первого съезда тоже начинали свою активную общественную деятельность с посещений больных и раненых, обустройства церковных приходов и организации воскресных сельских школ. И в том, что сегодня хотя бы теоретически каждая из нас имеет право стать президентом, есть и их заслуга. Правда, далеко не каждая этого хочет.
— Самооценка у наших женщин так же низка, как и их прожиточный минимум, — считает член Воронежской общественной палаты и глава общественной организации «Женское единство» Нина Кубанева. — Мы проводили для безработных акцию «Школа жизни на селе». Спрашивали: сколько денег вам нужно для полного счастья? Они отвечали: пять тысяч. На еду, лекарства и школьные нужды детям. Только на самое необходимое! А развлечения, путешествия, культура — это вроде бы не для них.
Многие делегатки съезда предлагали для расширения представительства женщин в законодательной власти ввести всё-таки квоты. Не такие, как в Швеции, — 40%, но хотя бы 25%. Это признают и сами представители власти, например, председатель Комитета Госдумы по делам женщин, семьи и молодёжи Елена Мизулина.
— Расширение представительства женщин в парламенте хотя бы до четверти гарантирует принятие пакета «семейных» законов, которые так необходимы, — заявила она. — Ведь в нашем законодательстве это самое слабое звено. А почему? Да потому, что для мужчин, которых большинство, семья — дело личное, их интересуют более важные, как им кажется, проблемы: коррупция, война, финансы.
КИТАЙСКИЙ ПРИНЦИП НА РУССКОЙ ТЕРРИТОРИИ
И о чём бы ни говорили женщины, всё равно дискуссии сводились к одному: к дому, детям, семье, которая и сегодня, как и в тревожные межреволюционные дни столетней давности, под угрозой. На Втором съезде прозвучало множество цифр, свидетельствующих о том, что институт семьи трещит по швам. Каждый второй брак в России распадается примерно через девять лет. Треть детей рождаются вне брака, а более чем у половины один из родителей — неродной. Растёт число нетрудоспособного населения, и к 2050 году на одного работающего будет приходиться по два-три иждивенца. Чем больше детей, тем беднее семья, поэтому молодые родители не спешат с рождением второго и третьего ребёнка. Многие делегаты выступали с предложениями выплачивать государственное пособие многодетным домохозяйкам или хотя бы увеличивать пенсию в соответствии с количеством детей в семье. Но пойдёт ли на такие затраты государство, отягощённое бременем финансового кризиса?
«Китайский» принцип «одна семья — один ребёнок», распространённый сегодня в России, приводит к тому, что начинает вымирать понятие семейного клана: исчезают тётки, дядья, кузены и кузины, шурины и сватьи. Их заменяют сослуживцы, друзья или соседи. С годами эти зыбкие связи тают, и начинается самое страшное — одинокая старость.
Социологи оперировали цифрами, а представители регионов — вопиющими фактами. Наталья Гусева, руководитель общественной организации «Гражданская инициатива» из Златоуста, рассказала, что в этом старинном уральском городе чуть ли не половина подростков готова пойти на преступление ради денег. Один из мальчишек, имеющих судимость, привёл в комиссию по делам несовершеннолетних свою мать-алкоголичку. Вместо того чтобы женщину пристыдить, там стали укорять сына: мол, зачем
Ирина Медведская, сотрудник Межрегиональной общественной организации инженеров и учёных конвертируемых оборонных предприятий «Конверсия и женщины», — единственная делегатка, чья семейная история напрямую связана с Первым женским съездом: её бабушка Прасковья Ивановна была в числе его участниц. Жизнь тогда ещё юной воспитанницы словесно-исторического отделения Бестужевских курсов сложилась непросто и прекрасно: она родила и вырастила пятерых детей, рано овдовела, всю жизнь преподавала русский язык и литературу в школе, читала стихи, любила музицировать и до 90 лет блестяще играла на рояле.
— Бабушка была потомственной дворянкой, — рассказывает Ирина Константиновна. — Дед её имел чин коллежского асессора, но она никогда не кичилась этим — для неё больше значили дела, а не титулы. Я жалею о том, что никогда не записывала её рассказов, а ведь она помнила немало интересного о жизни в дореволюционной России. Говорила, что участие в съезде тогда считалось вольнодумством, хотя кроме неё там присутствовали и другие бестужевки, изучавшие физику, химию, математику.
Во времена молодости Прасковьи Ивановны образованная женщина могла рассчитывать лишь на место писаря (секретаря
Людмила ПОЛОНСКАЯ