Первое впечатление может быть обманчиво – именно это утверждение ярко иллюстрирует новый оригинальный проект отечественного видеосервиса Start под названием «Хороший человек». Сюжет основан на истории «ангарского маньяка», которого в 2015 году приговорили к пожизненному заключению за убийство 22 женщин. Как выяснилось позже, цифра убитых оказалась намного больше. Константин Богомолов, который уже снимал для Start первый сезон «Содержанок» и карантинную драму «Безопасные связи», снова сел в режиссёрское кресло проекта. На этот раз его цель – попробовать заинтересовать зрителя не просто очередной историей о серийном убийце, но и актуальной психологической драмой, стремящейся показать средний палец абьюзному патриархату, плотно укоренившемуся в менталитете постсоветского общества.
В центре истории следователь Евгения Ключевская (Юлия Снигирь), чья служба и личная жизнь в Москве рушится как карточный домик. Её отец только что вышел из тюрьмы, но вместо того, чтобы принять деньги и билет на самолёт от дочери и улететь куда подальше, он возвращается в семью, которую собственноручно топил в слезах и нескончаемом домашнем насилии всё детство Жени. Мама снова пустила отца-абьюзера в дом, потому что слепо верит в поговорку «бьёт – значит любит». Залив полнейшее непонимание своей матери и такой жизни в целом литрами спиртного, Евгения просыпается в кровати бывшего мужа. «Я вчера работал трезвым водителем», - говорит Борис в исполнении Андрея Бурковского, который играл главную роль в «Трезвом водителе» Резо Гигинеишвили. Ничего не было, просто в телефоне Евгении он был последним набранным номером.
С Борей Евгению связывает не только неудачный брак, его отец является главой следственной группы, под началом которой служит главная героиня. Босс явно не доволен своей подчинённой и поручает ей ссыльное задание – отправиться в Вознесенск с расследованием. Согласно местному блогеру, в городе уже долгое время орудует серийный маньяк, похищающий девушек в возрасте от 18 до 40 лет. Местные органы власти на ситуацию никак не реагируют, пропавших людей никто особо тоже не ищёт. В напарники к Евгении приставляют вознесенского следователя Ивана Крутихина (Никита Ефремов) – молодого, привлекательного и общепризнанного хорошего человека, за которого практически каждый в городе может поручиться. Однако зрителю ещё в первой серии открывается его страшный секрет, через призму которого наблюдать за дальнейшим, поднабравшим в абсурдности, расследованием становится чрезвычайно интригующе.
«Хороший человек» продолжает линию видеосервиса, направленную на изучение темы травмы в кино. В «Надежде», предыдущем проекте Start, эпизоды различного рода насилия, не только семейного, но и психологического, были встроены во флэшбеки точно так же, как и в картине Богомолова (только теперь, видимо, создатели прислушались к критике, и сделали эти сцены в другой цветовой палитре). Кроме того, затронута тут и тема харассмента – далеко не новая и уже не самая смелая по меркам мирового кино за последние несколько лет, но для российского зрителя – всё ещё редкая и непростая. Отрадно, что наши стриминговые сервисы всё активнее начинают пользоваться своими преимуществами и выносить в сериальном формате на общественный дискурс темы, слишком деликатные для общественного и государственного телевидения.
Однако глубина подтекста и психологическая подоплёка шоу отнюдь не единственные причины обратить внимание на «Хорошего человека». Константина Богомолова всегда окружают множество российских звёзд первой величины, что под его режиссёрским патронажем, что с его актёрским участием (грядущий «Псих» Бондарчука тому подтверждение). Но в этот раз при всём обилии талантливых актёров и актрис на первый план выходят двое – Снигирь и Ефремов.
Юлия создаёт первое впечатление уверенной в себе девушки-детектива, за которой интересно наблюдать по нескольким причинам: во-первых, её методика и образ разительно отличаются ото всех остальных «следователей» с отечественного ТВ (здесь скорее перед нами уставший от несчастной жизни детектив из американских нуаров времён «Долгого прощания» Полански, нежели очередная «Каменская»). Во-вторых, героиня у нас со сложным характером, рефлексирующая, с тяжёлым прошлым и с трезвым взглядом на вещи – будь на её месте очередной следователь мужского пола, такая бы схема уже не сработала, но гендерный переключатель в данном случае оправдывает себя уже в самой первой серии. Снигирь не просто убедительна как сыщик, от неё попросту глаз не оторвать.
Не оторвать глаз, впрочем, и от Никиты Ефремова, с персонажем которого сложнее. По первому эпизоду тональность сериала в отношении Ивана Крутихина нельзя описать однозначно, но почему-то закрадывается такое впечатление, что Богомолов решил поиграть в Ларса фон Триера и привить (возможно, на первых порах) у нас сочувствие к «господину Месть». Он даже на манер «Дома, который построил Джек» в одном эпизоде вставляет кусочек из детского анимационного мультфильма про собачку, рифмуя его с запертой в подвале девушкой и выходя на уровень постмодернизма. Да и в целом, глядя на такого очаровательного и располагающего к себе молодого человека, трудно не проникнуться к нему симпатией. Прямо как к Норману Бэйтсу, приготовившему для тебя вкусный сэндвич с сыром одной дождливой ночью.
Вадим Богданов