Летние каникулы во многих театрах нынче сужаются как шагреневая кожа. Позже сезон закрывают, раньше выходят. Так что новый сезон и новые премьеры — уже на носу! О чем нам и рассказывает худрук театра «У Никитских ворот» Марк Розовский.
— Итак, Марк Григорьевич, лето летом, но работа кипит вовсю!..
— Мы завершаем сезон работой над мюзиклом «Капитанская дочка» по повести Пушкина — музыку специально для нас сочинил Максим Дунаевский, а либретто, стихи и постановка — вашего покорного слуги… Это будет весьма яркое зрелище, созданное, понятное дело, целой командой, из которой я бы выделил балетмейстера Антона Николаева и видеомастера Сергея Новожилова. Ну и, конечно, в полной мере проявит себя наша труппа — молодые и зрелые мастера. В уходящем, 35‑м сезоне мне удалось поставить три спектакля: «Горе без ума», «Ромео и Джульетта» и монопредставление «Мать обвиняет» по Карелу Чапеку с нашей замечательной актрисой Мариной Кайдаловой. Радостей было много. Увы, были в этом сезоне и тяжело переживаемые потери: ушел из жизни Артист с большой буквы Александр Карпов, с которым я лично дружил 60 последних лет.
— Правильно ли я понимаю, что «Капитанской дочкой» вы откроетесь осенью?
— Именно так. А до нее состоится первый спектакль «Ганди живет по субботам». Автор этой общепризнанной пьесы — Анастасия Букреева. Режиссер — Галина Полищук. Вот кто удивит так удивит!
Хотя замечу попутно: художник не должен ставить перед собой в обязательном порядке эту сомнительную цель — удивлять. Художник на Руси творит от ума и сердца. Именно это влияет на результат. А вовсе не желание сделать во что бы то ни стало что-то «необычное». Это самое «необычное» обычно делают шарлатаны, не владеющие профессией. Они выпендриваются, делая из себя непризнанных открывателей нового, не подозревая, что вся эта дешевка ничего не стоит. Гением быть трудно, а гениальничать легко. Надо нам наконец научиться различать псевдятину и искусство…
— Вот кстати: у вас в 2012‑м появилась новая сцена. Можете ли вы говорить о том, что полностью обжили эту площадку?
— Да, творить сегодня на двух сценах — большое счастье для нас. Это, как говорится, уже «намоленные помещения». Иными словами, тут все покрыто потом, кровью и слезами наших актеров, для которых понятия «театр-дом», «театр-гнездо» и «театр-храм» не пустой звук. Обжить площадку можно лишь одним способом — создать на ней уникальный репертуар. Такой репертуар у нас имеет место быть. При этом следует его постоянно обновлять, чтобы труппа каждодневно чувствовала освежающий ветер искусства.
— Наверное, каждый худрук театра хочет оставить после себя преемника, который продолжит его дело. Растите ли вы режиссерские кадры, которые когда-нибудь смогут заменить вас?
— Извините, пожалуйста, но я пока не собираюсь умирать. Хотя не дурак, понимаю, что театр, который рано или поздно останется без меня по биологической причине, через какое-то время разрушится, но свято место пусто не бывает… Хочу вас обнадежить: меня никто не «подменит», но я верю, что «У Никитских ворот» состоится другой театр с другим худруком, которому хватит ума и совести не содействовать разрушению уже сделанного, а повести наше дело к новым высотам. Уверяю вас, мне там икнется!
— Марк Григорьевич, что вы думаете о более молодом поколении режиссеров, об их нередко возникающем нежелании возглавлять театры в качестве худруков?
— Вопрос не ко мне, а к тем молодым мастерам, которые не любят черной работы, театральной суеты, не хотят ответственности перед обществом и государством, которые их кормят. Видимо, нет сегодня ощущения, что у тебя, молодого, есть не только личная, но и гражданская миссия. А что тогда вместо нее? Желание самоутвердиться, там хватануть, здесь урвать… Попрыгунчикам из театра в театр живется проще, ведь паразитировать удобно и комфортно. Сидишь в чужом театре на всем готовеньком! Это не мой путь. Но, слава богу, по моим наблюдениям, у нас множество молодых режиссеров, которые не без риска для себя и чиновников могли бы взяться за руководство самыми большими и авторитетными театральными коллективами.
Свой театр надобно выстрадать. То есть построить… от земли, и с каждым сезоном этажи все выше и выше!
— Тем не менее не могу не спросить вас о деле Кирилла Серебренникова. Сколько это будет продолжаться и чего нам ждать?
— Ждать будем суда. Я верю, что после суда все участники этого дела, включая бухгалтера Масляеву, будут освобождены за недостаточностью улик. Иначе почему так сердится вялотекущее следствие? А всему театральному сообществу погрозят пальчиком и ласково скажут: «Ребята! Давайте впредь лучше контролировать бюджетные средства! Будьте повнимательнее! Давайте воспринимать случившееся состоявшимся уроком для всех нас!». И правильно. Ссориться с интеллигенцией не стоит. Тут взаимный интерес.
Автор: Марина Закуражнова