Владимир Владимирович Шахиджанян:
Добро пожаловать в спокойное место российского интернета для интеллигентных людей!
Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Марко Поло и Самара

Итальянские записки

Мне повезло. Случайно оказалось так, что в музее Коррер на несколько недель продлили выставку, посвященную великому венецианцу Марко Поло и его странствиям. А эта тема, к которой я последние лет десять очень неравнодушен!

Из окон музея Коррер открывается чудесный вид на площадь Сан Марко и с площади доносятся звуки музыки. Здесь, в этом здании останавливался Наполеон, когда пребывал в Венеции. Именно Наполеон прекратил существование Венецианской республики. С именем Наполеона связано многое на севере Италии.

Для меня самые интересные предметы в Коррер — те, что в залах «Венеция и Море». А также запомнилась коллекция монет венецианских дожей. Это самая полная в мире коллекция венецианских монет. В музее экспозиция занимает один зал. В другом зале — коллекция античных монет. Рядом с каждой монетой есть отличный комментарий. В нашем Эрмитаже, например, нумизматическая коллекция, представленная для посетителей, занимает всего лишь один зал. И это при том, что нумизматическое собрание Эрмитажа значительно больше, является одной из самых больших монетных коллекций мира. Многое состоит в том, как подаются нумизматические коллекции!

Среди монет венецианских дожей есть и те, что находят на Украине и в России (чаще всего находки происходят из Крыма). Несколько лет назад, например, в Крыму нашли очень большой клад восточных монет пятнадцатого века (несколько тысяч монет). В кладе были также и золотые монеты венецианских дожей.

Некоторые залы имеют интерьер библиотеки. Вдоль стен идут шкафы с сотнями книг прошлых столетий. В некоторых залах — глобусы, огромные по размеру, старинные изделия семнадцатого и восемнадцатого веков. На некоторых из них мне удалось разглядеть территорию моей родины.

На выставке, посвященной Марко Поло, я задержался особенно долго. Выставка занимает несколько залов. Здесь книги (издания путешествия Марко Поло на разных языках мира, монографии о великом путешественнике), старинные карты и прочее. Есть настоящие портоланы (морские карты) пятнадцатого и шестнадцатого столетий — на них изображены бассейны Средиземного, Черного и Азовского морей — зона плаваний венецианцев. На портоланах, вдоль морских побережий обозначено множество населенных пунктов. На территории современной России — также много названий, это города, возникшие ещё в золотоордынское время, но на портоланах их продолжали изображать уже в то время, когда самих городов не стало.

Среди книг, посвященных Марко Поло, много редких. Есть первые печатные издания его странствий. Венеция — это ведь ещё и важнейший центр первоначального книгопечатания. Есть среди экспонатов два редких тома венецианца Рамузио (шестнадцатый век). Эти книги я долго никак не мог найти в России… Выставлен и манускрипт четырнадцатого века с текстом путешествия Марко Поло. Среди книг о Поло — английское издание путешествия с подробными комментариями. Эту книгу встречаю, как старого знакомого: ещё студентом читал её в филиале Ленинки в Химках. Другая книга, на французском, — переложение для детей нашим соотечественником, писателем и литературоведом, Виктором Шкловским путешествия Марко Поло. На другом стенде издания шестнадцатого века — книги на латинском языке Мюнстера, Ортелиуса, открытые на самых интересных страницах — на описании Татарии… Заношу в мобильный телефон выходные данные книг, беру на заметку, что хорошо бы ознакомиться с ними в будущем. Но будут ли эти издания в Москве?

В книжных магазинах Венеции я за несколько дней приметил не менее пяти различных изданий книги Марко Поло! Но, жаль, что не было книг о Марко Поло.

Ожидал, что в Археологическом музее Венеции будут находки, связанные именно с городом, но оказалось, что здесь главным образом предметы из мира античности, а также из Древнего Востока (мумии и тому подобное). В Археологическом музее прекрасно представлена античная скульптура. Их коллекционировали ещё венецианские дожи. Среди бюстов римских императоров — есть те, изображения которых знакомы мне с детства. Вот — Гней Помпей: нос у него картошкой, вот — благородный Марк Аврелий…

Венецианская библиотека Марчиана весьма известна в среде специалистов, однако для обычных посетителей открыты только два зала библиотеки. В этих залах выставлены на стендах некоторые старинные книги, рисунки и карты из собрания библиотеки. Здесь портреты Джованни Боккаччо, Данте, Петрарки… Вдоль стен — шкафы со старинными книгами. Самое ценное для меня — карта мира монаха пятнадцатого столетия Фра-Мауро.

К сожалению, в библиотеке Марчиана представлена только небольшая карта Фра-Мауро — около сорока сантиметров в диаметре. На такой карте, увы, посетителю не разобрать надписей. Его основная карта мира гораздо большего размера, но ее я так и не приметил в музеях Венеции.

Карта Фар-Мауро представляет собой настоящую энциклопедию знаний того времени об окружающем мире. Конечно, самое интересное для меня на ней — территория Восточной Европы. Чего только нет на карте. Около Перми, например, есть такая надпись: «Каталонский корабль, нагруженный изделиями из кожи, проплыл этим путем в годы моей жизни и, чтобы не утонуть, выбросил груз за борт». Романтичная, живая картина, правда? Очевидно, этот корабль проплыл с юга по Волге, а далее по Каме… Города на территории Восточной Европы изображены Фра-Мауро с признаками готической и ренессансной архитектуры. Такими, близкими западноевропейской архитектуре, представлял себе города в России венецианский монах.

Названия многих золотоордынских городов стали известны исследователям только благодаря надписям на карте Фра-Мауро. В Поволжье множество археологических памятников эпохи средневековья. Их древние имена неизвестны, ведь от самой Золотой Орды не сохранилось никаких внутренних письменных документов. Историческую географию золотоордынской империи приходится изучать по описаниям маршрутов путешественников и по западноевропейским картам. На карте Фра-Мауро указано много городов. Не одно поколение исследователей пыталось и пытается соотнести эти топонимы с известными археологам следами средневековых городов.

Одним из первых к изучению карты Фра-Мауро обратился ещё двести лет назад венецианский кардинал Зурла. К сожалению, его книга, посвященная карте Фра-Мауро, до сих пор не прочитана мной. В России ее, кажется, нет. А в двадцатом веке, в Венеции, о карте Фра-Мауро была издана другая прекрасная книга с цветными иллюстрациями. С этой книгой, также отсутствующей в наших библиотеках, мне удалось ознакомиться благодаря помощи моих друзей-итальянцев.

Например, есть мнение, что только на карте Фра-Мауро обозначено одновременно два города Сарая — две столицы золотоордынской империи. Неизвестны другие источники, где бы одновременно упоминались два города Сарая. На карте много и других загадок. Например, на среднем течении Волги отмечен город Samar, очевидно — предшественник современной Самары. Но какому археологическому памятнику соответствует надпись «Samar»? На правом берегу Волги, выше Волго-Донской Переволоки отмечен город Calmuzi Sara. И не есть ли Calmuzi искаженный вариант тюркского слова «камыш», предшественник города Камышин в Волгоградской области?

До сих пор доподлинно неизвестно, каковы источники информации на карте. Книги? Рассказы путешественников? А, может быть, и собственные домыслы?

Карта таит в себе множество загадок, для многих из которых, наверное, так и не найдётся решений.

Рядом с этой картой, на соседнем стенде, — карта мира Андреа Бьянко, ещё одного знаменитого венецианского картографа пятнадцатого века, работавшего вместе с Фра-Мауро. На карте Андреа Бьянко хорошо заметна Т-образная Волга, но населенных пунктов на Волге значительно меньше, чем на предыдущей карте.

Портрет самого Фра-Мауро сегодня можно увидеть среди экспонатов музея Коррер. Фра-Мауро жил в монастыре камальдулов Св. Михаила на острове Мурано около Венеции. Сейчас остров наиболее известен своим стеклом. Стеклянные изделия, которые делают на острове Мурано, составляют славу Венеции. На каждом углу здесь вывески «Муранское стекло». Правда, я слышал, что среди этого красивого и разноцветного обилия изделий встречаются и подделки.

Наступил вечер. Посетителей музея стали просить завершать осмотр. Я пошел бродить по вечерним, тихим и прекрасным улочкам. Какой контраст производят вечерние, пустынные улочки Венеции после шумных дневных скитаний в толпе людей!

Давайте прочтем старую, но до сих пор точную запись о Венеции нашего соотечественника Муратова:

«В этой жизни есть своя прелесть. Но она неизменно приносит минуты печали. Можно легко утомиться музыкой, блестящими окнами, вечным рокотом чужой толпы. Венеция часто дает испытывать одиночество, она не утешает и не просветляет, как Флоренция или Рим… Стоит немного отойти вглубь от Сан Марко, чтобы почувствовать наплыв иных чувств, чем там, на площади. Узкие переулки вдруг поражают своим глубоким, немым выражением. Шаги редкого прохожего звучат здесь как будто очень издалека. Они звучат и умолкают, их ритм остается как след и уводит за собой воображение в страну воспоминаний… А вода! Вода странно приковывает и поглощает все мысли, так же, как она поглощает здесь все звуки, и глубочайшая тишина ложится на сердце».

Александр Владимирович

1008


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95