В это трудно поверить, но с момента выхода последнего проекта по вселенной Marvel прошло целых полтора года. Перерыв, который студия сделала не по своей воле, но который в итоге пошёл ей лишь на пользу. Затянувшаяся пауза помогла сбить у зрителей ощущение нескончаемого конвейера, выпускающего по несколько фильмов в год на протяжении десятилетия. Если бы «Чёрная Вдова» вышла в прокат, как было запланировано изначально, то сам факт такого скорого релиза очередной истории в MCU поставил бы под сомнение значимость «Мстителей: Финал», грандиозного и суммирующего всё, через что прошла вселенная Кевина Файги с выхода первого «Железного человека».
Эпидемия же превратила «Финал» в поистине знаковый фильм в истории студии. За такой продолжительный промежуток времени не только преданные фанаты смогли в полной мере оценить эпохальность событий, поставивших точку в конце глобальной арки, но и обычные зрители, ставшие уставать от количества слегка приевшегося контента, по-настоящему заскучали по хорошему развлекательному блокбастеру, в создании которых никто так не преуспел, как студия Marvel. Но за время карантина Файги и компания без дела не сидели, они тщательно обдумали четвёртую фазу, сделали важные перетасовки, пополнили ростер новыми проектами, и вот готовы снова возвращать себе гегемонию – начиная с 15 января и на протяжении последующих полтора года каждую неделю Marvel будет что-то выпускать: либо новые серии своих сериалов, либо полноценные фильмы. Ух, и заживём же мы теперь.
15 января 2021-го – дата, когда вселенная Marvel вступила в новую эру. Выходит их первый сериальный проект «Ванда/Вижн», запускающий четвёртую фазу и бесконечную череду последующих сериалов (дальше будут «Сокол и Зимний солдат», «Лунный рыцарь», «Мисс Марвел», «Локи» и много чего ещё). «Ванда/Вижн» — законченная история из 9 эпизодов и по совместительству один из самых дорогих проектов в истории телевидения, что неудивительно для студии, на счету которой сразу несколько фильмов-миллиардников. Но здесь начинается самое интересное: первым сериалом от крупнейшей голливудской студии, снимающей дорогостоящие блокбастеры, становится… ситком.
Первые два эпизода «Ванда/Вижн» знаменуют массивный сдвиг Marvel Studios в подходах к повествованию, форме и содержанию. Перед создателями открылись те возможности, которые были невозможны в условиях полнометражных фильмов. Мы оказываемся в маленьком американском городке Уэствью, куда переезжает семейная пара – Ванда (Элизабет Олсен) и андроид Вижн (Пол Беттани). Подаётся это как старенький чёрно-белый ситком с живым закадровым смехом. Молодожёны занимаются обычными делами – муж ходит на работу, жена готовит ужин, они знакомятся с говорливой соседкой Агнес (Кэтрин Хан), много шутят и всё в таком духе. Поначалу «Ванда/Вижн» делает всё, чтобы сбить вас с толку – вы не понимаете, что происходит, какая во всём этом связь с курсом событий MCU и где в целом здесь сюжет. В этом-то и кроется самый сок данного шоу.
Постепенно в идеально воссозданную реальность начинают пробираться системные ошибки, указывающие на иллюзорность бытия. Даже если вы не знакомы с комиксом «День М», на котором частично основан сериал, или не особо разбираетесь в способностях Ванды, легко догадаться, что всё происходящее – нереально. Каждая серия снята в стилистике ситкомов определённого десятилетия. То есть первый эпизод переносит зрителя в 50-е («мы не делим хлеб с большевиками»), а уже во втором можно заметить по деталям быта и одежды, что на дворе уже 60-е. Почему Ванда превратила свою реальность в старый американский ситком? Вероятно, в Заковии они с братом только их и смотрели по местному телевидению, и для неё они – не просто приятные воспоминания из детства, но и та самая зона комфорта, необходимая ей после трагических событий «Мстителей».
Режиссёром проекта выступает Мэтт Шекман, у которого отличный послужной список. Он прекрасно орудует комедийным жанром, являясь автором лучших эпизодов великого ситкома «В Филадельфии всегда солнечно», а также отметился парочкой невероятно зрелищных серий «Игры престолов», доказав, что и с дорогими развлекательными проектами обращаться умеет. Шекман признавался, что в создании «Ванда/Вижн» в первую очередь вдохновлялся легендарным «Шоу Дика Ван Дайка», без которого история американских ситкомов не была бы полноценной.
Комедия в первых двух эпизодах носит преимущественно семейно-бытовой характер – в духе «Семейки Брейди», и тут, конечно, вся соль в актёрской подаче. Олсен изображает миленькую домохозяйку, которой пока что особо нечего играть. Зато Беттани рвёт и мечет, наконец получив роль, в которой ему есть где развернуться. Да, совсем недавно у него вышел фильм «Дядя Фрэнк», за который многие критики обваляли его в масле, но здесь Беттани переживает совершенно особый момент в своей карьере – пока что Вижн крадёт всё зрительское внимание, что, согласитесь, недурно для персонажа, скончавшегося несколько фильмов назад.
Кому-то старт сериала покажется слишком отстранённым и наводящим пыль в глаза, однако уже в первых эпизодах создатели набросили столько сюжетных ниточек, связывающих события «Ванда/Вижн» с остальной вселенной Marvel, что некоторые энтузиасты уже разложили по полочкам все подсказки и строят теории на много фильмов вперёд. Создатели уверяют, что «Ванда/Вижн» окажет прямое влияние на второго «Доктора Стрэнджа» и третьего «Человека-паука», в которых начнётся более глубокое погружение в тему мультивселенных. Но мы пока остановимся на связующих элементах первых эпизодов «Ванда/Вижн».
Уже во второй серии мы встречаем героиню Тейоны Паррис, которая играет повзрослевшую Монику Рамбо из «Капитана Марвел». В дальнейшем появится Рэндолл Пак из «Человека-муравья», чей голос, возможно, мы слышим по радио. Кроме того, в касте заявлена подружка Натали Портман из «Тора», Дарси (Кэт Деннингс), чьи руки с пультом, вероятно, мы и видим в финале первого эпизода, намекающем на преемника «Щ.И.Т.», организацию «М.Е.Ч.» (интересно, как всё это будет потом русифицировано).
Изобретательно показана ещё одна связь сериала с предыдущими событиями вселенной – с помощью стареньких аутентичных реклам. На первый взгляд, просто дань уважения телевидению того времени, но вот мы узнаём, что тостер разработан «Старк Индастриз», а звук, который он намеренно долго издаёт, напоминает ни что иное как тиканье бомбы – эпизод из детства Ванды и Пьетро в Заковии, о котором рассказывалось в «Эре Альтрона». Или же реклама часов «Штрукер» во втором эпизоде – неспроста на них значок «Гидры», на которую как раз и работал Барон Штрукер, проводящий эксперименты над Вандой и её братом.
Пока «Ванда/Вижн» ощущается больше чем-то вышедшем из-под пера Чарли Кауфмана, нежели проектом Marvel в том виде, к которому мы все успели привыкнуть. Игры со стилем, формой, подачей и ритмом – именно то, что нужно для перехода на новую платформу и к новому формату. Благодаря этому в Marvel вернулось то, чего не было уже очень давно – ощущение свежести и дух творческой свободы. Остаётся лишь надеяться, что с еженедельной поставкой контента испарится всё это не слишком скоро.
Вадим Богданов