Наша страна уверенно движется по пути импортозамещения, и у отечественных производителей появилась масса возможностей выпускать продукты, не переживая об их конкурентоспособности. Разумеется, некоторые воспользовались ситуацией не без выгоды для себя. Проведенный обществом защиты прав потребителей «Росконтроль» масштабный мониторинг сливочного масла и сыра выявил массовую фальсификацию этих продуктов. Все идет к тому, что в ближайшие годы у нас может вообще не остаться сыра и масла из настоящего молока.
Специалисты считают, что некоторые нынешние производители в совершенстве освоили умение выдавать один товар за другой, пряча ключевые сведения о составе или наименовании за «дымом» на этикетке. Защитники прав потребителей не раз обличали таких фокусников. Среди них, например, маркетологи, занимающиеся продвижением масла, которое при детальном рассмотрении оказывается и не маслом вовсе, а спредом. Просто на лицевую часть этикетки помещают многообещающие прилагательные среднего рода, такие как «Сливочное», «Традиционное», «Деревенское», «Крестьянское», что, естественно, ассоциируется у нас со словом «масло». Для солидности на видном месте еще указывается и ГОСТ, но вовсе не на масло (ГОСТ 32261-2013), а на спред (ГОСТ 52100-2003). Ставка идет именно на первые четыре буквы, ведь простой потребитель не знает наизусть все ГОСТы и их цифровые обозначения. А порой, бывает, у покупателей «крадут» жир. Звучит хорошо только в том случае, если вы считаете количество калорий. Другие же тратят деньги на воду.
«Мне очень нравится, когда одна из структур заявляет, что 80% сливочного масла — некачественные. Доля жира не соответствует указанному на упаковке. Мы задаем вопрос: а насколько не соответствует? На долю процента. Сливочное масло получается не 82%, а 81,3%. Я уверен, что мы все здесь скажем: «Фу, как же можно есть такое масло?! Какой кошмар», — заявил председатель правления Национального союза производителей молока Андрей Даниленко в своем недавнем интервью.
Однако сопредседатель «Росконтроля» Александр Борисов возражает, что «доля процента», как свидетельствуют лабораторные исследования, может быть до 4%! «Такие заявления от руководителей отраслевых союзов звучат неоднозначно. Такое ощущение, что производителям «дарят» наши деньги вместо того, чтобы призвать коллег по цеху снижать цены на продукт соответственно реальному его составу», — говорит Борисов.
Разумеется, производить масло не из молока, а из пальмового жира куда дешевле.
Самое интересное, что, размещая на упаковке спреда слово «масло», производители фактически ничего не нарушают. По техническому регламенту на масложировую продукцию ТР ТС 024/2011, спред — это эмульсионный жировой продукт из молочного и разного вида растительного жира. На этикетке растительно-сливочного «масла» о растительных жирах ничего нет — указаны лишь молочный жир и его некий заменитель. Однако этот заменитель — и есть растительное масло, названное иными словами, что позволяет производителю обойти запрет на использование слова «масло» в названии и снять нелюбимый нашими покупателями ярлык «спред» с производимого товара. К тому же некоторым производителям хватает смелости, если не сказать — наглости, писать на лицевой стороне этикетки таких продуктов не просто «масло», а еще и значительные проценты. Ведь настоящее название «масло растительно-сливочное» может отпугнуть потребителя, поэтому такое «растительно-сливочное масло» прячут на оборотной стороне пачки и набирают мелким шрифтом. Хотя маркировка должна быть четкой, понятной, достоверной, а наименование продукта — достоверно характеризовать продукцию и позволять отличать ее от другой пищевой продукции. А если учесть, что при регистрации продукта производитель обязательно предоставляет этикетку или ее макет, можно предположить, что надзорные органы как минимум невнимательны.
«Регистрация продукта, который преподносится покупателям именно как масло, по существу — обман потребителя. Роспотребнадзор как уполномоченный орган должен не потворствовать подобного рода «хитростям», а внести предложения по доработке технического регламента и прекратить регистрацию продуктов, маркировка которых вводит в заблуждение», — считают в Росконтроле.
Есть и еще один важный момент. Фальсификат на прилавках — это не только обман потребителя, но и удар по добросовестным производителям, ведь цены на псевдопродукты ниже, а покупатель в кризисное время берет что подешевле. Эксперты считают, что в перспективе это может привести к «вымыванию» качественных товаров. Например, уже сегодня изготовители настоящего сыра фета притесняются конкурентами, изготавливающими «фетоподобный продукт». Его невозможно отнести к какой-либо разновидности сыра, а иногда даже и сырного продукта, ведь молочных жиров в нем нет вообще или они присутствуют в малом количестве. Зато упаковку украшают обозначения и пейзажи, однозначно ассоциирующиеся с Грецией, что воздействует на потребителя как гарантия качества и отбивает у него желание изучать состав. А зря. На обороте мелким шрифтом пишут истинное наименование продукта. В случае с «псевдофетой» мы видим «сырный продукт» или «комбинированный продукт с растительным жиром» (в последнем случае молочного жира в продукте нет совсем). С сыром сулугуни такая же ситуация. Чтобы найти настоящий сыр, внимательно читайте этикетку. Если в маркировке в явном виде отсутствует слово «сыр» — то это, скорее всего, не сыр. А вот присутствие слова «масло» вовсе не гарантирует, что это именно оно
Екатерина Пичугина