Владимир Владимирович Шахиджанян:
Добро пожаловать в спокойное место российского интернета для интеллигентных людей!
Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

«Мастерство и ремесленность — подвиг в наше время»

Рок-музыкант Вячеслав Бутусов — о миссии профессионала, упрощении искусства и вселенской бескорыстной любви

Вячеслав Бутусов вместе со своим новым коллективом гастролирует по стране с юбилейным туром. Заехав на несколько дней в столицу, основатель рок-групп «Наутилус Помпилиус» и «Ю-Питер» рассказал обозревателю «Известий» о том, как продвигается работа над новым альбомом, а также о творческой и личной эволюции за последние 30 лет.

— В 2017 году вы объявили о распаде «Ю-Питера». Тогда в интервью «Известиям» вы рассказали, что создаете новую группу. Но название коллектива пообещали огласить, когда выйдет новый альбом.

— Имя группы я до сих пор не оглашаю. Думаю, что новый альбом будет подходящим поводом для крещения, но он еще не записан. Материал сейчас находится в стадии разработки — 10 песен готовы в виде демоверсий, но обычно я беру музыку в работу с запасом — 15–20 вещей. Допускаю, что в процессе записи что-то преобразится, но уже сейчас очевидно: будет много инструментальной музыки и композиций, достаточно сложных по структуре. Это объясняется моим нынешним интересом к симфонизму.

— Вы говорили, что писать песни вам помогает воодушевление и восторг. Из каких источников вы черпали эти чувства раньше и что воодушевляет вас сегодня?

— Раньше меня воодушевляли подвиги отечественных коллективов — «Воскресенья», «Урфина Джюса», «Аквариума», «Алисы», «Кино», «Странных игр». Как только я осознал, что можно самостоятельно записывать музыку, сразу же окрылился.

Сегодня меня воодушевляет классика — литература, музыка, изобразительное искусство. А также моя многочисленная семья, где постоянно происходят различные бурные события.

— В июне в Санкт-Петербурге вы вновь повторили программу «НАУ: 35 ЛЕТ на БИС», которой отмечали юбилей «Наутилуса». Почему возникло желание вернуться к пройденному?

— Хорошая программа дает возможность многократного исполнения, а это отличный способ довести звучание до условного совершенства и сплотить новый коллектив. Пока мы активно концертируем, я спокойно готовлю новый материал. Поэтому мне не нужно торопиться — чем больше времени на подготовку, тем качественнее результат.

— На том концерте было множество ваших поклонников с многолетним стажем. А молодому поколению понятны смыслы, скрытые в текстах ваших песен?

— Молодежи тоже было вполне достаточно. Смыслы наших посланий просты и доступны. Я не чувствую себя стариком, напротив — бодр и жизнерадостен. И всех остальных призываю не падать духом. Будем надеяться, что всё образуется и молодежь нас услышит.

Всё идет своим чередом, так было всегда. Мы тоже в свое время скептически относились к «взрослым» исполнителям. Нам казалось, что мы достойны чего-то особенного, менее канонического, другого, своего. Стремление к новому — естественное чувство открывателя новых пространств. Теперь я люблю и уважаю традиционные ценности, проверенные временем.

— Концерт в Питере начался с прочитанных вами строк из Первого послания к Коринфянам апостола Павла. Почему вы выбрали этот текст?

— В послании Павла есть полноценное определение любви, оно настолько емкое, что действует по принципу вселенского модуля — способно раскрываться до бесконечности в зависимости от объема пространства, то есть нашего сознания.

Любовь — это самое важное, это атмосфера нашего обитания. Она требует бережности, благодарности, благородства, бодрости духа, непорочности: всех символов, составляющих настоящую жизнь. Не нужно размениваться на мелочи и соблазны. В этом окаянном мире есть смысл жить только для того, чтобы помогать друг другу прийти к спасению души.

— Ваши сольные песни, затрагивающие религиозную тематику, нашли своего слушателя? Или поклонники все же больше тяготеют к старым хитам?

— Конечно, нашли. Хотя верующих слушателей не так много в соотношении с неверующими. Большинство людей предпочитают информацию, которая не требует больших усилий для восприятия.

— В соцсетях широко обсуждался пост Земфиры, в котором она раскритиковала двух популярных современных исполнительниц. Как думаете, стоит ли статусным музыкантам публично критиковать молодых коллег?

— По-моему, Земфира довольно ласково сформулировала свое отношение. Я в своих оценках порой бываю более жестоким, даже безжалостным. Популярные исполнители так или иначе воспитывают своих почитателей, то есть делятся с ними «пищей», которую употребляют сами. Если же звезды кормят своих подопечных отбросами, значит, они безответственно относятся к своей общественной деятельности. В таких случаях большее значение имеет искреннее служение своему призванию — делу, которое ты делаешь осознанно, без понуканий. Мастерство и ремесленность — это самый настоящий подвиг в наше время.

— В июне вы дали большой сольный концерт в Юрьевце, в рамках XII Международного кинофестиваля «Зеркало». Что вы думаете об Андрее Тарковском, именем которого назван фестиваль?

— Думаю, что фильмы Андрея Тарковского — это пик интеллектуального российского кинематографа за всю его историю. Он целенаправленно показывал нам нечто такое, что мы просто не смогли бы увидеть без его помощи. И самое главное, что все эти изощренные, сложные, нестандартные картины остались на плаву.

Особенное воздействие на людей эти фильмы имели в советскую эпоху. Помню, каким масштабным событием стала премьера «Сталкера», я тогда учился в Архитектурном институте. Пойти на этот фильм в то время было всё равно что посетить концерт группы «Кино» в Ленинграде — это было актуальное мероприятие, на которое шел весь город.

— Нет ли у вас ощущения, что современное искусство всё больше движется в сторону упрощения?

— Когда мы с сыном Даниилом приехали в Иваново, то решили посетить местный Музей ситца. Там весьма наглядно показано, как происходит переход от высокого уровня качества к низкому. Это случается, когда мы отказываемся от ручных изделий в пользу машинного производства. В этот момент мы делаем добровольный выбор в пользу вульгарности.

Если мастерица тратит свое зрение до такой степени, что слепнет, создавая кашемировый платок, понимаешь, какого высочайшего уровня эта вещь, сколько сил и здоровья в нее вложено. Я не очень люблю приводить в пример эти ужасные истории, но они показательны. То, что происходит в период мануфактуризации общества, академик Капица назвал «формулой мельчания».

— Музыка тоже мельчает? Вы признавались, что музыкальные потрясения с вами случаются всё реже.

— Да, к сожалению. От крупного мы переходим к мелкому: к однодневному, одноразовому. Мельчает не только музыка, мельчает все — это всеобщий процесс. Это результат деятельности дьявола, его задача все разделить, покрошить на части, стереть в пыль. Но из этой пыли наш Создатель и Творец замесит новую глину, новое тесто, слепит нового человека и испечет новый вселенский пирог.

Как архитектор могу вам сказать, что в Китае уже презентовали семейные коттеджи, которые производятся в течение суток. Эти дома не предназначены для того, чтобы просуществовать хотя бы лет 20. Если мы сознательно перестаем создавать что-то вечное, то должны быть готовы к тому, что после нас ничего не останется. В какой-то момент наша история попросту может закончиться. Те, кто создает произведения-однодневки ради сиюминутной выгоды или славы, делают осознанные шаги в пустоту.

— Сам человек тоже упрощается?

— Люди всегда были разными. С точки зрения описания человеческой природы уже давно все определено. Условно говоря, люди делятся на грешников и праведников. Важнее и правильнее будет анализировать их соотношение. Я, например, очень люблю беседовать с монахами. Они парадоксально мыслят и с легкостью разбивают стереотипы нашего сумбурного общества. Иногда они открывают мне глаза на вещи, которые я уже перестал воспринимать в чистом виде.

— Что значит «в чистом виде»?

— Простой пример. Существуют артефакты, которые необходимо протирать, чтобы увидеть их сущность. Если ты не геолог, то, найдя обыкновенный с виду камень, не увидишь в нем драгоценной породы. Нужно обладать определенного уровня знаниями, чтобы суметь разглядеть суть вещей.

Существует негласная статистика, согласно которой 3% всего населения Земли — это настоящие праведники, которые осознанно отвергают всяческий грех и порок. А 97% — это люди, которые либо не ведают, что творят, либо грешат сознательно. Грешную деятельность легко оправдать, а настоящая практика веры не терпит никаких оправданий и слабостей, потому что в глазах истинно верующего человека ничто не подлежит оправданию, такое право есть только у Бога. Думаю, не надо облегчать себе участь, она и так достаточно легкая.

Я всегда за то, чтобы человек представлял себе объективную действительность и не впадал в иллюзию по поводу того, что происходит вокруг. Нужно трезво смотреть на вещи, которые нам предъявлены. Так что крепитесь.

— Какое самое главное знание вы вынесли из жизни?

— Знание о том, насколько важно и трудно быть верующим человеком.

— Оно тяжело вам далось?

— Поначалу я дрогнул.

— Насколько хорошо вы знаете самого себя?

— Я достаточно хорошо изучил свою природу, чтобы понять, как ее беречь, сохранять и возделывать.

— Вас описывают как человека сложного, говорящего на своем языке. Согласны с такой своей характеристикой?

— Это часть моей природы. Но кое-что я постепенно исправляю.

— Вы видели славу, деньги, любовь поклонников. Есть ли в этом счастье?

— Счастье — это любить и быть любимым. Счастье — быть частью вселенской бескорыстной любви.

— Вы чувствуете себя одиноким человеком?

— Я перестал им быть.

— В нашей жизни все зависит от Бога? Или человек все-таки тоже на что-то способен?

— Человек способен выполнять заповеди Божьи. Но это намного сложнее, чем силовая йога.

Источник

444


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95