Выбросы промышленных предприятий, выхлопы автомобилей, вредная еда, хлорированная вода – всё это факторы, которые дополнительно сокращают жизнь человека.
«АиФ-Челябинск» разобрался, как минимизировать неблагоприятное воздействие на свой организм.
Смог, сэр
Наибольшее беспокойство у большинства жителей крупных городов вызывает сизая пелена с резким запахом, которая возникает во время неблагоприятных метеоусловий (НМУ). В такие дни медики советуют максимально снизить дурное воздействие: если это выходной – не открывать форточки и окна, а если выход на улицу неизбежен – можно смело использовать респиратор или простую медицинскую маску. Пусть это неэстетично, зато практично. При этом следует помнить, что обычную маску из аптеки не носят дольше двух часов.
Солнце, воздух и вода
Другой доступный способ сохранять здоровье и бодрость при плохой экологии – почаще выбираться на природу. При любой возможности, пусть даже всего несколько часов в выходные, гулять в парке. Такие прогулки обогащают лёгкие и кровь кислородом, питая клетки организма.
Тот же эффект дают регулярные физические упражнения, в которых участвует максимальное количество частей тела: ноги, руки, шея, поясница. Это не только важно для сохранения красивой фигуры, но и полезно для организма.
Наконец, еда и питьё. Кажется, об этом уже сказаны миллионы слов, написаны тысячи статей. Питаться нужно сбалансировано, то есть не только мясом или макаронами, но и овощами, фруктами, зеленью, молочными продуктами – чем разнообразнее стол, тем больше полезных веществ через желудок получает организм. Не нужно богатого воображения, чтобы представить, какое будет самочувствие при употреблении, к примеру, жирной и калорийной пищи в придачу к вони из окна.
И, наконец, диетологи всё чаще говорят о том, что нужно много пить – из расчёта 30 грамм на 1 килограмм веса. Причём чистой воды, а не жидкости вообще. Доктор химических наук Вячеслав Авдин уверен, что вполне пойдёт обычная вода из под крана. А страшилки о её вреде для организма – это рекламный ход производителей бутилированной воды.
«Вода в водопроводе отвечает всем правилам и нормам на сто процентов. Мы постоянно проводим анализ, и никогда не было превышения нормативных показателей. Другое дело, что во многих домах старые трубопроводы. Причём разводка по квартирам ведётся трубами небольшого диаметра, водоразбор в домах невысокий, и часто вода в трубах застаивается. Это приводит к тому, что у неё появляется неприятный привкус», - рассказал учёный.
К врачу – не для «галочки»
Несмотря на грязный воздух, жители мегаполисов имеют преимущество в сравнении с селянами – это доступная и относительно качественная медицина. Если раз или два в год регулярно и тщательно проходить медосмотр, посещая максимум специалистов, можно выявить имеющиеся болезни на ранних стадиях. Это сделает лечение более быстрым и менее затратным. И для этого совсем не обязательна плановая диспансеризация.
«У нас процентов 80 жителей обращаются к врачу, когда заболеют. А на диспансеризацию идут ради «галочки», - жалуется врач-терапевт Людмила Озерова. – Спрашиваешь: «На что жалуетесь?» Отвечают, что всё в норме. А потом при анализах выявляется целый «букет» всевозможных болячек. Спрашивается, что мешает выделить день-два, пусть даже в отпуск или взять отгулы, и проверить здоровье не для какого-то отчёта, а для себя. Сколько смертей из-за онкологии, сердечно-сосудистых заболеваний и прочего можно было предотвратить, зафиксировав болезни на ранних стадиях!»
Все - в общественный транспорт!
В числе главных причин возникновения смога называют промышленные выбросы и автомобили, у которых вредны не только выхлопы, но и мельчайшие частички, возникающие при трении шин об асфальт. На долю машин приходится почти треть всего загрязнения. Убрать эти факторы, и дышать станет легче.
Поэтому многие активисты связывают вопрос экологии с развитием общественного транспорта. Массовая пересадка с личных автомобилей и убитых маршруток в современные автобусы и трамваи, во-первых, избавит от пробок, во-вторых, заметно снизит объёмы выхлопов.
«Простой пример: возьмём автобус, в котором находится 60 человек. На дороге он занимает площадь, равную площади этого автобуса. Кроме того, это единичный источник выхлопа. Или совсем без них, если он газомоторный. А теперь представим, что эти 60 человек едут каждый на своём автомобиле. Это примерно в 15 раз больше места на дороге, и 60 раз больше выхлопов. Отсюда и пробки, и вред экологии», - считает лидер движения «Челябинский урбанист» Лев Владов.
А пока суд да дело, горожане продолжают задыхаться и жаловаться на подорванное здоровье.
Между тем, если вред, наносимый окружающей средой нашему организму, исключить нельзя, то можно и нужно его сократить.
Отсюда вывод: если мы не собираемся уезжать куда-нибудь «на деревню дедушке», а на загрязнение окружающей среды повлиять не можем, нужно начать с себя и делать всё возможное, чтобы несмотря ни на что жить долго и счастливо
Сергей Подолий