На Арбат — первую в Москве пешеходную улицу, закрытую для машин в 1985 году, — может вернуться автомобильное движение. По крайней мере это счел возможным главный архитектор столицы Сергей Кузнецов. По мнению чиновника, исторический Арбат слишком длинен для пешеходной зоны.
— Я не являюсь сторонником мнения, что уход транспорта с улицы является панацеей для ее оживления, часто это бывает совсем наоборот, — отметил Кузнецов в эфире радиостанции «Говорит Москва». — Для меня, например, уход транспорта со Старого Арбата является все еще открытым вопросом. Люди очень любят машины, в них есть своя прелесть.
Организация автомобильного движения «на невысокой скорости, со светофорами» может оживить Арбат, а заодно и «дисциплинирует людей», полагает главный архитектор Москвы.
Идея вернуть на Арбат автомобильное движение не такая уж новая — Сергей Кузнецов был ее сторонником еще несколько лет назад, рассказала «МК» заслуженный архитектор России Зоя Харитонова, автор проекта Арбата как пешеходной улицы. «Когда Кузнецов стал главным архитектором города, а я рассказала ему о своей работе, первыми же его словами были: хорошо бы вернуть туда транспорт, — вспоминает Харитонова. — Надо сказать, по нашему цеховому этикету это просто некорректно и неприлично, это повод для «вызова на дуэль».
По словам Зои Харитоновой, еще в конце 1970-х и начале 1980-х годов авторская группа НИиПИ Генплана под руководством Алексея Гутнова, в которую она входила, провела множество исследований транспортных потоков, культурной и экономической составляющей реконструкции улиц. Именно тогда, кстати, появились планы сделать пешеходными и Кузнецкий Мост, и Никольскую, и Камергерский переулок. Правда, получилось только на Арбате. Так вот, на основании этих исследований можно сказать, что и длина, и функциональное зонирование Арбата вполне оправданно в его нынешнем виде.
— Общая длина Арбата около километра, — рассказывает архитектор. — В поисках ответа на вопрос, не слишком ли эта улица длинна для пешеходной зоны, мы провели опрос пожилых жителей района. То есть просто встали с коллегами у ресторана «Прага» и спрашивали прохожих пенсионеров, на каком транспорте лучше добраться до Смоленской площади. Все без исключения нам ответили, что удобнее всего будет дойти пешком.
Похожим «докомпьютерным» способом, вспоминает Харитонова, узнавали, насколько часто Арбат (при наличии рядом скоростного Нового Арбата) используется для транзита. Один участник эксперимента переписывал номера въезжающих авто на Арбатской площади, другой — выезжающих с Арбата на Смоленской. Исследование показало: уже тогда, 40 лет назад, транзитного движения по Арбату не было!
— На Арбат въезжали покупатели магазинов, чтобы припарковаться у нужной двери, совершить покупки и выехать, — рассказывает Зоя Харитонова.
Но ведь при нынешних стандартах «полуавтомобильной» улицы типа Большой Дмитровки массовая парковка автомобилей не предполагается вовсе. Так для чего же возвращать на Арбат проезжую часть?
— Ответить на этот вопрос можно было бы, если бы мы решили главную проблему: определиться с целеполаганием, с функцией улицы, — рассуждает архитектор, эксперт РАНХиГС Наталья Ивановская. — Что такое Арбат? Место, где нужно замедлить бег и влиться в культурное пространство города? Или, наоборот, зона, где нужно ускорить шаг и быстро ее проскочить? Торговая улица, бизнес-зона, площадка свободного творчества? Когда цель определена, можно говорить о средствах, в частности, о степени пешеходности. Но разговор о цели еще не начинался, поэтому и целесообразность возвращения транспорта на Арбат неясна.
Между тем существующая пешеходная зона на Арбате проектировалась исходя из целей создать прежде всего культурное пространство, причем на основе истории улицы и великих имен, с ней связанных, рассказывает Зоя Харитонова. «Под руководством главного смотрителя библиотеки МГУ, знающего москвоведа Виктора Сорокина мы выявили 500 имен наших замечательных соотечественников, связанных с Арбатом», — вспоминает архитектор.
Проведенная тогда реконструкция улицы — хотя и воспринимается, как видим, некоторыми архитекторами как спорная — создала на Арбате удивительно гибкую площадку, которая показала свою способность адаптироваться под меняющиеся общественные форматы и обстоятельства. Перестроечные художники, постперестроечные неформалы и торговцы, букинисты нулевых годов и современная публика, посетители популярных ресторанов — все они чувствуют себя на Арбате как дома. Как будет реконструирован Арбат дальше — пока непонятно. Ясно только одно: и у команды Сергея Кузнецова, и у старомосковских архитекторов, ярким представителем которых можно назвать Зою Харитонову, есть конкурирующие планы. Это может закончиться громким конфликтом между поколениями столичных зодчих, но лучше бы закончилось миром и сотрудничеством.
Автор: Антон Размахнин