Зарядили дожди. Со сменой погоды изменился и детский режим дня. Подвижные шумные игры на свежем воздухе сменились тихими домашними занятиями под равномерный стук капель дождя по крыше нашей дачи. Мы достали забытые с весны цветную бумагу и клей.
Пользоваться клеем дети научились ещё прошлой зимой, делая с моей помощью несложные аппликации на зимнюю тему из цветного картона и ваты.
Сегодня мы решили научиться работать с ножницами. Если дети приобретут этот навык, ножницы для них уже не будут такими опасными. Предвидя наступление дождливого сезона, я заранее приобрела три небольших режущих инструмента — детские ручки без работы не останутся.
За столиком дети с нетерпением ждали обещанных ножниц. Вручила каждому по белому картонному листу, клею-карандашу и заветному острому предмету со словами:
— Отгадайте загадку! Два конца, два кольца, посередине гвоздик?
— Болт и шуруп! — поторопился с ответом Петя.
— Больше мыслей нет? — поинтересовалась я и показала на ножницах два кольца и гвоздик в центре.
Тут уже ребятки одновременно их отгадали.
Я предложила выразить эмоции, навеянные дождём.
Петя, как всегда, взял инициативу в свои руки, поскольку ножницами уже овладел давно. Уверенным движением он отложил в сторону белый картон, взял папку с цветным картоном, нашел желтый лист и ловко вырезал из него жёлтый прямоугольник. Судя по всему, в голове у сынишки уже родилась собственная идея, которую он спешил воплотить в жизнь! Нам оставалось только наблюдать за творческим процессом.
С девочками дело шло сложнее. Они не умели пользоваться ножницами. Я помогла Варе вставить большой и указательный пальчики в кольца и показала, как надрезать край картона, получая тем самым «бахрому». Варя с увлечением принялась за нелёгкую работу. Ножницы малышку не слушались — так и норовили выскочить из её ручки.
Кате я решила усложнить задачу — предложила сразу вырезать тучку. Она согласилась. Я поинтересовалась:
— Какого цвета будет твоя тучка?
— Чёрного! — вмешался в разговор Петя.
— Чёрного, — повторила Катя.
Я дала ей лист чёрного цвета:
— Вырезай тучку!
Катя, просунув правильно пальчики в кольца, попыталась самостоятельно резать бумагу, но у неё выходили, как и у Вари, только небольшие надрезы. Острый инструмент не поддавался детской ручке, не говоря о том, чтобы аккуратно вести его по нужному контуру. С несчастным лицом Катя протянула мне свои принадлежности, сказав, что у неё не получается.
— Сегодня не получается, завтра получится! — приободрила я дочку. — Давай я помогу! А ты пока открывай клей!
Готовое чёрное облачко Катя щедро намазала клеем и под напеваемую мной песенку: «Я тучка, тучка, тучка, а вовсе не медведь, ах, как приятно тучке по небу лететь…» приклеила её к картонному листу.
— Теперь нарисуй, как из тучки капает дождик! — попросила я.
Катя, недолго думая, нарисовала капельки, причём сначала они капали из тучки, как и полагается, сверху вниз. Но затем дочке это показалось скучным, и она нарисовала капельки, выпрыгивающие из тучки неожиданно вверх.
Варя, глядя на нас, отложила ножницы, взяла фломастер и нарисовала тоже тучку с дождём. Затем взяла ещё бумаги и изобразила бабушку и папу — так она вслед за Петей красиво ушла от грустной темы.
Почувствовав не дождливое настроение детей, я предложила им сделать вместе аппликацию кота (всеобщего любимца). Вырезала из синего картона (этот цвет выбрали дочки сами) все необходимые крупные части (тело, голову, уши, хвост). Девочки их с удовольствием наклеили на коричневый картонный лист. Варя подрисовала коту глазки и усы. Мы с Катей приклеили завершающие детали: нос и улыбку. Получился довольно упитанный, с одним ухом набекрень, улыбающийся, но почему-то грустный синий кот. Оставалось вдохнуть в него жизнь — дать имя и придумать его историю!
Первой в игру включилась Варя. Она торжественно назвала грустного синего кота Мегемаем.
Наш Мегемай был не только говорящим котом (этим довольно распространённым качеством котов уже никого не удивить), но ещё и пишущим, как герой недавно прочтённой нами повести Саши Чёрного «Дневник фокса Микки».
В отличие от своего «книжного собрата», замечательного пса Микки, который, чтобы писать, брал карандаш в рот и наступал лапой на тетрадку, продвинутый кот Мегемай вслед за своими хозяевами в совершенстве овладел слепым десятипальцевым методом набора на клавиатуре. Таким образом он писал сказки. Каждый вечер ровно в восемь часов каждый ребёнок в нашей стране (при условии, что он хорошо себя вёл весь день) получал по электронной почте новую сказку на ночь от кота Мегемая. Вот такая у нас вышла волшебная «котоистория».
Петя тем временем представил на всеобщее обозрение результат своего обособленного творчества — летуна! Так он назвал свою поделку из жёлтого картона с приклеенными к нему глазами и крыльями из белой бумаги.
Летун у Пети в самом деле получился забавным вроде Капитошки — весёлой капельки дождя, про которого позже мы все вместе посмотрели мультфильм.
И о чудо! Грустное настроение окончательно улетучилось. Это помогло мне посмотреть на дождик другими глазами — Петиными. Однажды сыночек признался мне, что любит дождь, потому что он приносит пользу.
Польза от дождя очевидна — мы совершили увлекательное путешествие в бумажную страну трогательного детского творчества! Ребятки, не поддавшись дождливому настроению, приобрели новые навыки, вдоволь пофантазировали и обогатились яркими впечатлениями.
Мария Кулыванова