А в пучине океана, на огромной глубине,
Белый кит, что очень странно, проживает в тишине,
По соседству с черепахой – ей, наверно, сотня лет,
Потому что только «ахи» слышит белый кит в ответ.
Поплывём наверх, соседка, там светло и там – жара,
Солнце видишь очень редко…
Ох, мой друг, я так стара. Ах, не хочется мне что-то
Никуда с тобою плыть. Даже лапкой неохота
Мне сегодня шевелить…
Водным черепахам тоже нужно изредка всплывать,
Загорала чтобы кожа и чтоб воздухом дышать.
Только водные просторы снова слышат «ох» да «ах» –
Нескончаемые споры и китов и черепах.Надежда Аншукова
Время от времени ловлю себя на мысли, что благодаря детям смотрю теперь на многие вещи другими глазами. Каждый новый день приносит удивительные открытия.
— Если яблоки посолить, осы их будут есть? — допытывался у меня Петя, наблюдая, как над тарелкой румяных фруктов кружили опасные осы.
Я никогда не задавалась подобным вопросом, как и тем, например, что делать без руки? То, что четырёхлетний сын не знает, как быть без руки, это нормально. Но то, что я на тридцать девятом году жизни благодаря вопросу Пети впервые над этим задумалась, — это грустно.
Петиными стараниями я посмотрела другими глазами на дождь. С детства капли дождя ассоциировались у меня со слезами: «Я бы мог пролить столько же слёз». Помогли мне осознать и начать разрывать связь: «дождь — плохое настроение» простые слова четырёхлетнего сына:
— Мне нравится дождь. Он пользу приносит, наливает бочки с водой, бассейн, всё поливает.
Не поспоришь, для всего живого на земле дождь — это живительная влага, благодать. А значит, у меня нет повода для грусти.
Поводом для грусти стало понимание, что взрослым не хватает воображения и любознательности, с которыми ребёнок познает жизнь.
— Мама, у меня нос как у Буратино, я буду им рисовать! За работу! — с таким заявлением Петя надел сачок на голову так, что ручка оказалась спереди, словно длинный нос, нагнулся и принялся ловко рисовать ею на земле.
Удивил и Егор. Я не представляла, что обыкновенной ложкой на стаканах с водой можно красиво исполнить мелодию из кинофильма «Семнадцать мгновений весны».
Сюрпризом оказалось Петино рисковое увлечение — ходить с закрытыми глазами или бегать, пытаясь перегнать свою тень, как это делал котёнок Гав. Ни для кого не секрет, что дети любят слушать с одинаковым интересом одну и ту же сказку по сто раз. Постепенно я осознала, что на сто первый — надоест мне, а не им.
Настоящее удовольствие — носить футболку задом наперёд. Этот простой факт из жизни моей детворы заставил меня задуматься над тем, что бы было, если бы всё было задом наперёд? В мультфильме под одноимённым названием мальчик загадал, чтобы прошедший день рождения повторился бы снова.
Жить радостно, извлекая удовольствие из обыкновенных действий — этому у детей можно и нужно учиться.
— Ты меня называешь солнышком и фотографируешь! А почему ты не фотографируешь само солнышко? — вдохновлял меня мой почемучка.
— Действительно почему? — задала я сама себе вопрос.
И сфотографировала светило!
С лёгкой руки ребяток лениво плывущие по небу кучевые облака превратились в животных:
— А вон то облако похоже на большую черепаху! — обнаружил Петя.
— А рядом — на кита! — подхватила Варя.
Я и это содружество успела запечатлеть — через несколько мгновений четкий черепаший образ начал растекаться.
Старший сын помог мне посмотреть другими глазами на школу. Учась ещё в начальных классах, он подошёл ко мне и признался:
— Мама, я не понимаю, о чём говорят ребята на перемене.
(Они разговаривали матом.)
На днях у нас состоялся по поводу мата следующий разговор:
— Что плохого в мате? — спросил напрямую Егор.
— А почему его в школе не преподают? — ответила я вопросом на вопрос.
— Почему не преподают? Как раз-таки в школе я каждый день эти слова слышу, — констатировал мой первенец.
В этом году сын пойдёт в девятый класс, и теперь он очень хорошо понимает своих одноклассников — школа сделала своё дело.
А вот чтобы научиться решать задачи по математике и физике «на уровне», Егору пришлось в прошлом году поступить в заочною школу МФТИ, где он теперь активно грызёт гранит науки параллельно с родной школой.
— Косички у Дюймовочки похожи на усы майского жука! — подметил однажды сынок, рассматривая картинку к сказке.
Петя оценил детали, которые я не заметила.
Дети очень наблюдательны. «Но если мы (взрослые) попадём, к примеру, в картинную галерею, то начнём вести себя как дети». Как-то раз старший сын показал результат своего многодневного творчества. Он нарисовал портреты известных актёров и режиссёров. Увидев любимые с детства лица, я восхитилась и, конечно же, невольно стала разглядывать детали: их глаза, лбы, носы, губы, подбородки. Наверное, в этот момент я была похожа на ребёнка?!
Ещё одно моё открытие связано с детскими играми. Петя с девочками, загрузив полную кроватку вещей, забрались туда и объявили, что полетели в Африку! Уверяю вас — это вовсе не полёт на самолёте в другую страну. Это видимость действительности. Вспомним сказку Корнея Ивановича Чуковского «Бармалей». Ваня с Таней убежали от родителей в Африку навстречу настоящим приключениям и реальным опасностям.
Сколько в детских играх горького сознания отсутствия реальной жизни, сколько болезненной тоски по ней.
Януш Корчак
Посмотреть на что-то другими глазами — значит научиться чему-то новому. Дети, движимые законами природы, будут продолжать подкидывать нам головоломки. А взрослые будут продолжать придумывать определения им вроде: «задом наперёд», «наизнанку», «наоборот», «шиворот-навыворот»…
Интересно, что бы было, если бы именно дети стали нашими учителями? Ответ, по-моему, очевиден. Тогда взрослые превратились бы в любопытных почемучек, неутомимых исследователей и бесстрашных первооткрывателей!
А на что вам, уважаемые родители, помог взглянуть другими глазами ваш ребёнок?
Мария Кулыванова