В Галерее Давыдково проходит выставка «История российского мэйл-арта». Это особое направление в современном искусстве. Его основные художественные средства – почтовые средства доинтернетовских времён.
Фото предоставлено автором
Мэйл-арт появился задолго до появления электронной почты – в 1950-е годы. Основатель движения - американский художник Рэй Джонсон. Он рассылал своё творчество друзьям с помощью обычной почты.
В СССР и России это направление появилось в конце 80-х, наряду с другими направлениями современного искусства. В нашей стране ярким представителем направления стал художник Юрий Гик.
Сегодня «оффлайн» почта постепенно уходит в прошлое. Она активно используется разве что для отправки посылок. Однако современный «мэйл-арт» можно рассмотреть, как попытку вернуться к тем временам. Хотя бы ненадолго.
Люди потихоньку начинают терять чувственность от прикосновения. Мне об этом сказала куратор выставки – пожилая женщина. Конечно, она пожилой человек и вспоминает времена молодости. Но во мне мелькнула мысль о том, что всё не так просто.
Ты пишешь письмо, кладёшь его в конверт, идёшь на почту для отправки. Это долго и нудно для 2020-х годов. Всё уже давно делают намного быстрее. Даже электронная почта уже устарела. Мессенджеры, соцсети… Сообщения, мемы, эмодзи, видео… Почему бы из такого многообразия не сделать своё направление современного искусства?
Как же его назвать? «Месседж-арт»?
Возможно. Над этим надо подумать.
Выставка «мэйл-арта» пробудила во мне утраченные ощущения. Было что-то ещё кроме ностальгии по детству, когда я писал письма Деду Морозу, бабушке и подруге из Владивостока.
Открытки с ёлочками и улыбчивыми снеговиками, почтовые марки из Венгрии, Монголии и Кубы… Уже что-то, но и этого маловато, чтобы описать то, что я почувствовал на выставке.
Почтовые марки и конверты с письмами, сплетённые не просто в коллажи, а в самые настоящие композиции. Они играли настоящими красками, переливом цветовых оттенков. Поп-арт Уорхола, облачённый в «почтовую» тематику. Многие картины выставки действительно напоминали творения легендарного художника, особенно «Банки с супом «Кэмпбелл» и «Диптих Мэрилин».
Фото предоставлено автором
Осмысление роли почты в нашей жизни
Этими словами вроде можно и ограничиться, описывая «мэйл-арт». Но куратор выставки рассказала, что это целая философия коммуникации. С помощью почтовых элементов можно выражать целую идею, концепцию.
Целая художественная идея с помощью открыток, конвертов и писем. Подобно тому, почта передаётся послание, «мэйл-арт» передаёт послание художественное. Прежде всего, зрителю.
Для меня философия мэйл-арта прежде всего в возможности использовать предметы обычной коммуникации в целях коммуникации художественной. Обычно для этого используются необычные сочетания красок, та или иная техника рисования. Но здесь всё иначе.
Вот картины с почтовыми марками в разных цветах, ярких и не очень. Здесь так называемый «Марочный лист», где изображены мужчина и женщина. Мужчина стоит с надписью «Искусство это…», а женщина с ответом «Мэйл-арт в том числе!». Немного в стороне – картины, похожие на почтовые открытки. Афиши выставок мэйл-арта, сами походившие на целое искусство. Особенно запомнились названия «Мэйлартиссимо» и «Со-общение». Вроде простые слова, но с явной щепоткой «творческости». Именно так лучше называть выставки искусства.
На выставке нашлось место и столу, где можно было самому поделать коллаж и приобщиться к этой «художественной коммуникации». Клей, фломастеры, степлер, бумага – всё есть. Коммуникацию можно осуществить не только художественно, но и буквально – отправить сделанную открытку-композицию своим близким.
Вот оно, искусство! Думаю, что мэйл-арт приблизился к цели искусства максимально близко. Этим он меня чертовски зацепил, несмотря на то, что я не особый поклонник современного искусства.
Никита Бондарович