Ещё две недели назад я понятия не имел о существовании проекта Merzota и тем более о том, что у этой группы есть какие-то хиты. Никаких пиар-усилий к повышению узнаваемости проект не прилагал - просто его название говорит само за себя (да и заголовок пластинки тоже). Вот вам лайфхак, дорогие музыканты: рецензент может среагировать и на необычную обложку, и на дикое название совершенно неизвестной группы. От вас только требуется, чтобы и содержание не подкачало.
Merzota - это проект 16-летней (!) Любы Романенковой, а выпускает её тот же лейбл Ionoff Music, к которому имеет отношение недавняя сенсация Гречка (Анастасия Иванова). Merzota можно сравнивать с Гречкой не только из-за причастности обеих к «Ионотеке»; они и поют примерно про одно и то же - грубо говоря, про тяжёлую жизнь молодёжи и невыносимую ненависть к миру взрослых. Но у 16-летней Любы это получается, на мой вкус, куда интереснее, чем у 18-летней Насти. У Гречки всё «на сложных щах», с настоящим надрывом, который слушатели могут моментами счесть не вполне оправданным. Merzota делает это более легкомысленно, со странной смесью цинизма, детской наивности и здорового оптимизма, а на выходе получается постмодернистский саундтрек содержимого головы подростка. Неожиданным образом и название проекта, и название альбома не содержат эпатажных преувеличений. Словом «merzota» можно описать то дурное настроение и брезгливое состояние, в которое каждый из нас порой впадает - причём на каждом шагу можно найти немало поводов для этого. В то же время понятно, что в самом термине содержится некоторый гротеск, и свои страдания Люба с удовольствием преувеличивает (когда не забывает об этом). Что касается «всех хитов» - то да, тут реально есть хиты.
В начале альбома радует главным образом контраст между грязным гаражным звуком и хрупким девичьим голоском. Разумеется, этот голос произносит довольно возмутительные фразы типа «пускай нам с тобой некомфортно - мы снимаем порно», «кому в наше время нужна романтика, милые юбочки красивые белые бантики», «кто верит в романтику - тупые дебилы» и т.д. В песне «Vklube» музыкальная картина становится ещё более парадоксальной - Merzota здесь звучит как плод греховной любви между «Гражданской обороной» и синти-попом. В песне «На полу» все эти причудливые маски сброшены, чтобы явить миру прекрасную мелодию припева и вполне чистенький саунд: хоть сейчас в сборник лучших поп-композиций года. В номере «Больше» Люба Романенкова показывает ещё одно своё тайное оружие: цитируя «Мало огня» Линды и «Нет» Полины Гагариной, она демонстрирует, из чего же, из чего же, из чего же, сделаны наши девчонки - и это знание для слушателя точно окажется неожиданным. Впрочем, милую и ласковую попсу без перехода сменяют треки, символизирующие самую тёмную и ужасную сторону подростковой души - «Звони» и «Стены», где певица от безысходности и жалости к себе переходит на мат. При этом в финальных «Глазах» Merzota возвращается к уже знакомому по «Больше» мэшапу, в хвост и гриву используя в припеве «Твои глаза» Светланы Лободы.
Алексей Мажаев, InterMedia