Всё течёт — всё меняется, как известно, и слава богу! Мир полон колебаний, а вместе с ними меняются время, настроение, человек и, конечно, искусство.
Меня радует, что я становлюсь свидетелем тех или иных явлений, которые случаются на моём веку.
Даже если эти явления кажутся мне вымученными или неинтересными, я всё равно радуюсь им.
Ведь когда-то люди собирались в компанию и организовывали... футуризм, кубизм, акмеизм, дадаизм и так далее... Всё это безумно интересно!
А если вспомнить кино, то вообще можно с ума сойти от "французской новой волны", "немецкой новой волны", "итальянского неореализма", "немецкого экспрессионизма", датской "Догмы 95" и так далее...
Будоражит, когда люди объединяются и созидают.
Сейчас, например, очень модно такое течение, как метамодерн, которое, как мне кажется, недостаточно чётко артикулировано в своих правилах и догматах.
Если модернизм — это некая тотальность, а постмодернизм — отказ от этой тотальности, то метамодерн — это "новая искренность", которая переосмысливает всё, что было до этого, как раз под личиной этой "искренности".
Легче, наверно, будет разобраться на конкретных примерах. Постмодерн: это мультсериал "Симпсоны", тогда как метамодернизм принадлежит "Рику и Морти".
"Твин Пикс" Дэвида Линча — постмодерн, а "Внутри Лапенко" — яркий представитель метамодерна.
Тут, конечно, возникает множество вопросов, потому что постмодерн включает в себе всё на свете: интернет, цитаты, иронию, отстранённость, смешение жанров и стилистик — всё это постмодерн, но ведь всё это есть и в новоявленном течении...
Где эта грань? Где баланс между направлениями? Где и как он нарушается? Всё очень индивидуально, а значит не имеет своей закономерности.
Другое очень интересное, хотя и не столь медийное явление, распространяется медленно, но верно.
Новопроцессуальное искусство или Новая процессуальность. Это художественная стратегия, согласно которой искусство должно стать местом сборки всех форм искусства, связанных с протяженностью во времени.
Простыми словами: искусство, которое совмещает в себе все виды искусства и может видоизменяться даже после своей завершённости.
Самый яркий вид искусства, который легко подвержен этому течению, — театр.
Любая постановка может изменять внутри себя свойства игры и при этом быть завершённым произведением, но не отменяющим своё развитие, которое будет обретать новые смыслы в старой обёртке.
Из кинематографа можно вспомнить проект "Дау" Хржановского, который, если он захочет, может развивать и делать ещё по двадцать частей к своему 700-часовому фильму.
Иногда и самому хочется создать нечто новаторское или, наоборот, антимейнстримное, но чтобы это было свойственно именно моему течению. Может, это будет кинематографический манифест? Впрочем, об этом ещё расскажу.
Сергей Брыляков