В начале этого учебного года я стала классным руководителем 5 класса. Девочки оказались, как часто бывает, чрезвычайно активными, позитивными, готовыми учиться. А мальчики — ничего не хотят, никого не слушают. В них не чувствуется мужского характера. Да и откуда ему взяться? Конечно, в идеале с мальчиками должен работать педагог мужчина. Но где его взять?
Когда-то в юности я читала страничку «Алого паруса» в «Комсомолке». Там время от времени попадались статьи Симона Соловейчика. Они всегда были обращены словно лично ко мне. Искренняя интонация, существенные вопросы. Тексты вызывали симпатию и доверие, как человек. И сейчас, оказавшись в трудном положении, я отыскала советы, можно даже сказать — заповеди Соловейчика сыну-школьнику. Хотелось, чтобы мальчишки услышали что-то важное не от меня. Чтобы с ними поговорили по-мужски. Вот эти советы:
Не отнимай чужого, но и не все свое отдавай.
Попросили — дай, пытаются отнять — старайся защищаться.
Не дерись без обиды.
Не обижайся без дела.
Зовут играть — иди, не зовут — спроси разрешения играть вместе, это не стыдно.
Не дразни, не канючь, не выпрашивай ничего. Никого два раза ни о чем не проси.
Из-за отметки не плачь, будь гордым. С учителем из-за отметки не спорь и на учителя за отметки не обижайся. Делай уроки, а какие будут отметки, такие и будут.
Не ябедничай за спиной у товарищей.
Не будь грязнулей, дети грязнуль не любят, не будь и чистюлей, дети не любят и чистюль.
Почаще говори: давай дружить, давай играть, давай водиться, давай вместе домой пойдем.
И не выставляйся! Ты не лучше всех, ты не хуже всех, ты мой любимый. Иди в школу, и пусть она тебе будет в радость, а я буду ждать и думать о тебе.
Дорогу переходи внимательно, не торопись!
Как-то раз, когда девочки ушли на труд, я оставила мальчиков в кабинете и раздала им отксеренные листочки с этими советами. Прочитала вслух. Дала возможность каждому своими глазами, своим внутренним голосом прочитать нехитрые слова.
Не идеальные нормы, не какие-то абсолютные невыполнимые требования. А реальные советы реальному ребенку, у которого, бывает, дела идут хорошо, а бывает, и плохо. Обычный ребенок, как все. Но — «мой любимый». Единственное его отличие от всех — он любим мною.
Ребята вдумчиво слушали, читали. Редко с ними взрослые говорят так уважительно, просто и точно.
Я спросила учеников, что им непонятно, что вызывает сомнения, возражения. И тут один мальчик вдруг спрашивает:
— А кто это нас ждет?
Я сначала хотела ответить: «Я всегда тебя жду».
А потом спохватилась и сказала:
— Это отец пишет сыну.
Ребенок удивился, замолчал.
Мне все хочется рассказать эту историю отцу ученика. Он уже давно обещает зайти в школу поговорить о сыне. Пока не приходил.
Наталья Шеремет