«Коллективное бессознательное» в данном тексте я прошу понимать буквально — как явление, не осознаваемое личностью в действительности, как след культурной матрицы в человеческой жизни. Моду же предлагаю рассматривать как господство определенного вкуса в одежде.
Источник: rupixel.ru
Мода — есть коллективное бессознательное, которому подвержен абсолютно любой человек: от пластилиновых особ, существующих в едином порыве с последними трендами и визгами задыхающейся индустрии, до ярких нонконформистов во внешности, активных и пассивных; от людей, которые по своей или чужой воле заняты профессиональным мониторингом и «примерингом» любого «чуда» законодателей жанра до обрюзгших фриков, искренне не понимающих актуальные модные тенденции.
Как правило, человек одевается не самостоятельно. Его одевает сложившаяся ситуация — в том месте и в то время, когда он вообще вынужден одеться. Пока он не задумывается о происходящем со своим внешним видом критически, он остаётся манекеном. Когда же всё-таки доходит до такой странной рефлексии (а доходят не многие), он либо убеждает себя в том, что ему искренне нравятся если не все, то большая часть актуальных «шмоток» и методов самосервировки, либо начинает сознательно этому противопоставляться — смотрит на манекен и делает наоборот. Так образуется манекен в соседнем магазине — долго ли, коротко ли.
Выходит так, что мода это некая горизонталь, ось абсцисс, вокруг которой бессознательно дрыгается синусоида человеческого самолюбования. Кто-то за, кто-то против, кто-то подвержен, кто-то отвержен (и рад тому). Сегодня это коллективное бессознательное сильно как никогда. Синусоида злостно душит ось своего существования.
Очевидно, что постмодерн как культурная парадигма нашёл отражение во внешнем виде людей эпохи. Мода то экспериментирует с футуристичными формами, то оборачивается вспять, деконструируя стиль прошлых десятилетий. Культ на ретро поднял ставки до такой степени, что наткнулся на собственный хвост — сегодня вслед за девяностыми и нулевыми в повседневный стиль уже проникает «эпоха 2010-х», казалось бы, уж совсем свежеотбывшая.
Одежда становится инструментом иронии, выразителем протеста, наглядным заявлением. Всё труднее усмотреть за этими слоями какую-либо однозначную характеристику личности или, тем более, социальный статус, как это было ранее. Не имеет значения, в какой степени человек осознаёт свою принадлежность к культурной эпохе — он всё равно является её марионеткой и бесправным выразителем.
Не стоит идти на поводу у трендов, как и не стоит пытаться с ними бороться лишь ради борьбы — «пощёчины общественному вкусу» сегодня не вызывают восторга и выглядят скорее комично. Следует делать бессознательное сознательным. Пусть любой ваш выбор будет по-настоящему вашим. Лучше искать и создавать свой стиль, чем возиться с их модой.