Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Модернизация железной дороги истории не повредит

Идет масштабная реконструкция Московской кольцевой железной дороги. В 2015 году по ней пойдут современные электрички. Корреспондент «ВМ» выяснил, что при этом будет со старыми — и очень красивыми — зданиями станций.

Около станции метро «Владыкино» строится мощный пересадочный узел. Здесь, да еще на остановке «Кутузово», при пересечении с одноименным проспектом, старая станция Московской окружной железной дороги (так по старинке ее называют горожане) ближе всего к современному транспортному «хабу». Но последний пассажирский поезд здесь прошел еще в далеком 1934 году. И даже если сегодня вернуть старым вокзалам их прямое назначение, они безнадежно устарели.

— К этим домикам все привыкли, а ведь действительно они с точки зрения архитектуры очень красивые, — говорит житель одного из соседних домов Борис Малюгин. — С тех пор как стали тут строить пересадочный терминал, мы боимся — не снесли бы этот вокзальчик.

С архитектурной ценностью дороги — а весь ее ансамбль был построен в 1902—1908 гг. под руководством автора знаменитых Верхних торговых рядов Алексея Померанцева и удивительно хорошо сохранился до последнего времени — согласен и Департамент культурного наследия города. 104 строения дороги значатся в реестре Москвы как особоохраняемые. Из них пять еще в прошлом году были рассмотрены рабочей группой «сносной» комиссии при Мосгорнаследии, и их ценность была признана официально. «Все они похожи, все они являются памятниками железнодорожного оснащения Москвы. Но каждая из этих станций имеет индивидуальные особенности. Предлагаю отнести их к исторически ценным градоформирующим объектам», — заявил глава экспертного совета при ведомстве Андрей Баталов.

Это значит, что подавляющее большинство построек Окружной железной дороги не подлежат сносу или даже радикальной реконструкции без особого разрешения. С этим соглашается и РЖД:

— Признанным объектом культурного наследия является комплекс зданий и сооружений Малого кольца, — отмечают в пресс-службе корпорации. Правда, по их информации, памятников на Окружной дороге меньше — 96 зданий. — Московской железной дорогой был проведен ремонт этих зданий и сооружений. Запланирован большой объем реконструктивных работ, которые, безусловно, затронут отдельные выявленные исторические объекты. Все эти вопросы будут решаться с учетом их значимости.

Другая станция старой МОЖД — Пресня (в районе Магистральных улиц) — пример того, как можно сохранить здания-памятники. Здесь в старых постройках общей площадью 7000 квадратных метров разместили учебный центр подготовки машинистов и помощников. В нем ежегодно обучаются около 1200 человек.

В хорошие руки попали и другие старые здания МОЖД. Так, бизнес-центром стала 4-этажная «Потылиха» на Бережковской набережной. Но иногда практичность все же перевешивает: в начале 2012 года были снесены станция и водонапорная башня на Андроновке, перенесена казарма в Лефортове и перестроено веерное депо «Лихоборы». А расположенный там же «дом с совой» ждет новых владельцев.

КСТАТИ

Почти три тысячи жителей Северного округа, чьи гаражи находятся в зоне строительства Малого кольца Московской железной дороги, получат денежную компенсацию. Об этом сообщил и.о. заммэра по вопросам градостроительной политики и строительства Марат Хуснуллин. Он рассказал, что тем, чьи гаражи находились на территории города, компенсация положена по закону. Но есть и те, чьи гаражи попали в полосу отвода МЖД, и им выплаты не полагались. Накануне врио мэра Сергей Собянин принял решение выплатить компенсации и тем и другим.

«Генерал» железных дорог отдыхает на курорте

4 августа по всей стране отметили День железнодорожника. Накануне праздника «ВМ» отправилась в теплые края, в ремонтное локомотивное депо «Тихорецкая», где идет реконструкция легендарного паровоза с «лампасами» П-36. Почти 30 лет «Генерал» (так его прозвали еще в 50-х за его красивые «бока») встречал и провожал москвичей и гостей на постаменте у Белорусского вокзала. Но в марте решили — зачем же стоять, когда можно ездить! И отправился «ветеран труда» в «санаторий» — здоровье поправлять.

Депо «Тихорецкая» спрятано от любопытных глаз за высоким забором. Тепло, тянет спелыми дынями, арбузами и сеном с соседних дворов.

В депо, которому в прошлом году стукнуло 125 лет, ремонтируют паровозы со всех уголков страны. Не то чтобы больше негде, но такие площади и возможности есть только здесь.

— Где еще ремонтировать? Питер, Москва, Троицк. Везде по колесу выкатывают, по чуть-чуть, а мы можем поднять и выкатить весь локомотив, — начальник технического участка «Ретросервиса» Роман Колесников показывает цех.

Отчитывается о проделанной работе: выкатили тендер (самостоятельный экипаж, соединенный с паровозом, где хранятся вода, топливо, инвентарь), ремонтируют ходовую часть. Даже в полуразобранном состоянии — хорош.

Большие колеса — 1850 миллиметров в диаметре, красные лампасы на зеленой «форме»… Как на колеса поставят, так и побежит — со скоростью до 125 километров в час.

— Красавец! — восторгаюсь.

— Этот? Нет! Красавец будет, когда все соединим, — деловито замечает Колесников. — Тендер на «троечку», при выкатке и разборке колесных пар забракованы подшипники — долго стоял, — честно признается специалист. Работники, что суетятся вокруг машины, шепотом добавляют: «Прогнил, обшивку придется менять».

Соседи у нашего поезда хорошие — паровоз 9П, черный, как пантера, со станции Щербинка, и уникальный узкоколейный ГР с Детской железной дороги Ростова-на-Дону.

11 сентября, когда П-36 уже пройдет испытания, его будут ждать в Щербинке на параде локомотивов. Пытаю насчет ритуалов: как это — спустить на рельсы обновленный паровоз? Может, как с пароходом — разбить бутылку марочного шампанского о корму?

— Ритуал один: когда паровоз уезжает из «Тихорецкой», сидишь на чемодане. Доехала машина до Москвы, тебе отзвонились — можно чемодан разобрать, выпить за «здоровье» локомотива, — говорит Роман. — А бутылку разбивать не надо — еще обшивку проломит.

После парада П-36 пустят по экскурсионным маршрутам. Предполагается, что паровоз будет ходить по городам Золотого кольца, в Коломну, Санкт-Петербург, возможно — по маршруту Бологое-Осташков.

Елена Мотренко, Антон Размахнин

756


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95