Владимир Владимирович Шахиджанян:
Добро пожаловать в спокойное место российского интернета для интеллигентных людей!
Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Мои ВИПы

Часть первая. Бразильская мыльная опера

Дабы не делать свою эссешку подобием творческого отчёта, сотворю из неё свод мини-новелл. На большее фактуры может не хватить – знакомства или одноразовые, или скоротечные, или сугубо телефонные. Чего по долгу службы у меня хватало.

СОЛОВЕЙЧИК

Первым по хронологии и из знаковых фигур времени стоит в моём списке Симон Львович Соловейчик. Как и списке страны – ещё СССР, хотя и позднего, дышащего на ладан – к этому державу подвела её партэлита, уже состоящая из т.н. «агентов влияния», постажировавшихся в своё время в США, что и возымело своё фатальное воздействие на советский режим.

В ту пору он, С. Л.. Соловейчик, на волне перемен загорелся идеей создать свою газету для учителей. Название придумал – «Первое Сентября». Штабной офис, а позднее редакция, разместился на улице Маросейке. В состав команды вошли не последние люди Москвы: Лев Аннинский, Алла Гербер и другие интеллектуалы.

Разрабатывали макет, делали пробники статей, но для начала нашли спонсора неприбыльной идеи – некоего предпринимателя Бим-Бада, так мне тогда легло на слух. Потом оказалось, что Борис Михайлович Бим-Бад — советский и российский педагог, действительный член (академик) Российской академии образования. Как это вязалось с его капиталами, на которые раскручивался амбициозный проект, я до сих пор не знаю.

Почему я мало что знал об этом человеке? Тогда не было Википедии.

Даже Москва была не компьютеризирована. Первые ПК системы «Макинтош» (Франция) мы осваивали в газете «Вечерняя Москва» несколько позже.

Газета С. Л. Соловейчика пошла, со временем, когда я перебрался на другую работу (это во время учёбы в МГУ) нескольким сотрудницам главный редактор смог даже приобрести в собственность – подарить! – квартиры в столице. Я же пожил до поступления на журфак, а затем ещё и до холодов, в Валентиновке – на пустовавшей даче Соловейчика.

Однажды редакционная летучка проходила у нас в Переделкино – на даче писателя Анатолия Рыбакова, сам он проживал тогда в Америке. Дача была с огромной верандой, с большим раздаточным окном, соединявшим веранду с кухней. Эта сугубо русско-еврейская редколлегия проистекала под обильную выпивку крепостью в сорок градусов. Но, как полагается в интеллигентской среде, проходила на творческом подъёме и высоколобом общении.

У хозяйствовавшего на даче С. Л. Соловейчика уже имелся выдающийся циррозный живот, что не мешало ему участвовать в трапезе. Однако прожил он недолго, уйдя из этого мира в октябре 1996 года, через 16 дней после своего дня рождения. Гражданская панихида состоялась в Доме литераторов на Большой Никитской.

Вообще я не люблю похороны, но на нескольких панихидах присутствовал (и ВИПов там хватало): у Г. М. Вицина (был знаком с его дочерью Натальей Георгиевной, художницей), у Валерия Батуева (журналиста и поэта, убитого отморозками в собственной квартире), у А. И. Кузнецова (аксакала московской журналистики, с которым познакомился в день приезда в Москву в Издательском комплексе «Правда», в столовой)…


Наталья Вицина с папой

БОГЕМНАЯ ОСТОЖЕНКА

В молодые годы противоположный конец этой улицы, у станции метро «Парк Культуры», как гласит местная легенда, подметал и очищал от снега и льда Сергей Пенкин. Там находится усадьба И. С. Тургенева, описанная им в рассказе «Муму». Я там убирал сначала Померанцев переулок, тот же конец, затем переместился в Семёновский – ближе к «Кропоткинской». С Пенкиным пососедствовал позже на Большой Дорогомиловской, дом 1, возле Киевского вокзала, его жильё располагалось через два подъезда от моего. Самого певца я там ни разу не встретил.

У нас на Остоженке бывало много известных персон. Бывали «наутилусы» (Илья Кормильцев точно), продюсер «Бони-М», это ещё до меня, при мне – перуанец в пончо и перьях индейского вождя из подтанцовки группы «На-На» (кстати, на моём дне рождения), главный редактор телепрограммы «Взгляд», а потом и телекомпании «ВИД» Сергей Кушнерёв (там работала программным ассистентом Аня Рыбина – жена моего одногруппника и соседа по остоженской коммуналке Максима Лысова), Кушнерёв – крёстный отец детей Сергея Бодрова-младшего.


Сергей Кушнерёв

С последним привелось перекусывать за одним столиком в буфете «Московских новостей» на «Пушкинской», я тогда работал в газете «Неделя» – воскресном приложении к газете «Известия», а барменом буфета был Лёша Горбунков – школьный друг того же Макса Лысова по Щербинке (ближайшее Подмосковье).


Телевизионный Сергей Бодров ничем не отличался от буфетного

В то же лето в подземном длинном переходе на «Пушкинской» грянул взрыв, унёсший много жизней. Сейчас для меня это звучит мистическим предвестием обвала на Кармадонское ущелье.

На Остоженке одним из соседей был Рауль Кафеев – кутюрье. Он обслуживал нашего техника-смотрителя (за право проживание в центре), а попутно – звёзд эстрады. Например, обшивать бисером конкурсное платье Татьяны Абрамовой (тогда только начинающей певицы) для фестиваля «Москва-Ялта-Транзит» портному из Челябинска помогала моя мать – она как раз гостила у меня. У себя дома моя матушка обшивала всю округу, дело знала. Рауль занимал аж две комнаты, как впоследствии и Максим, когда женился на москвичке Ане из Останкино. 

На Остоженке побывал мой однокашник Паша Бардин – сын режиссёра-мультипликатора Гари Бардина, сам ныне уже известный кинорежиссёр, ночевал мим-лицедей Сергей Давыдов (Паганель), работавший тогда в театре Терезы Дуровой, мы на пару пили вино всю ночь, из-за чего я проигнорировал зачёт по политологии, пришлось пересдавать предмет осенью.


Вот и сам Бардин


И мим Давыдов — клоун Паганель

Чуть не устроился дворником (потянул на работе лишь два дня) музыкант Игорь Швейцер. От ужасов физического труда у него случилась истерика, он бился о шкаф – почти двухметровый верзила! – и плакал. Жизнь показала, что это не его стезя.

Вот, кстати, отец Игоря и Ольги Швейцер (его младшей сестры и моей однокашницы) – давний друг одного из основателей партии «Яблоко» Владимира Лукина, в последующие годы посла России в США и уполномоченного по правам человека в России.

ШВЕЙЦЕРЫ ТЕ И ЭТИ

Я выстроил в столбик заголовки моих мини-новелл – получилось две страницы одних заголовков. Уж и не знаю, как не превратить этот мини-сериал в бразильскую мыльную оперу. Но продолжу рассказ о Швейцерах.

Михаил Абрамович Швейцер экранизировал почти всю русскую классику: Чехова, Толстого, Гоголя, Пушкина… А ещё на его счету революционная и советская романтика: «Мичман Панин», «Время, вперёд!», «Золотой телёнок», колхозные истории «Чужая родня» и «Тугой узел» (режиссёр ставил эту картину особняком), политическая сатира на Западное общество в жанре фантастики «Бегство мистера Мак-Кинли» и политическая сатира на СССР «Как живёте, караси?»

Михаил Абрамович «раскрутил» молодого Леонида Куравлёва, хорошо «засветил» зонги и баллады  В. Высоцкого в «Бегстве мистера Мак-Кинли», а самого артиста – в «Маленьких трагедиях». За роль князя Нехлюдова актёр деревенского украинского происхождения Евгений Матвеев всю жизнь был благодарен режиссёру – тот сломал ему амплуа вечного коммуниста.

Швейцеры жили на одной лестничной площадке с парой Панфилов-Чурикова. Соседи. Их просторная квартира, тем не менее, напоминала загородную дачу: домашние дорожки и плетёные круглые коврики даже на подоконниках. И сплошные стеллажи с книгами и фотографиями. Всё чисто и опрятно, но никак не вычурно и богато.

Интеллигентно, я бы сказал, и со вкусом. Софья Абрамовна Милькина, жена Михаила Абрамовича, была дамой с юмором и на язык остра. Про эмиграцию в Израиль шутила:

Я как представлю, что вокруг одни евреи – мне плохо становится.


Михаил Абрамович Швейцер и Софья Абрамовна Милькина

Мой одногруппник Миша Рыбьянов снимал комнату на «Тульской»  у одной вдовствующей генеральши. Бабушка тоже за словом в карман не лезла, сказывалось одесское происхождение (видимо). Как-то на дне рождения Миши, где и хозяйка со столом расстаралась, мы что-то позволили в её адрес, думая, что не расслышит или не поймёт, и такое в ответ услышали – со стульев попадали со смеху. Неловко стало до жути.

Наш респект генеральше поднялся выше потолка! А главное – она не обиделась…

Евгения Матвеева, ещё живым, но уже истощённым от рака, я видел во время интервью с М. А. Швейцером в Доме кино на «Белорусской». Актёр высоченного роста возник на пороге комнаты, не проходя, поприветствовал коллегу (сам уже стал маститым и народным режиссёром), но плоти под его костюмом уже не ощущалось, как будто там был воздух. Болезнь не красит. Хотя на вид Евгений Семёнович был бодр – держался мужиком.


Евгений Матвеев

Меня в ту беседу Михаил Абрамович спросил: — Какой вопрос вы мне не задали?

Я спросил: — Какой?

— Ругаюсь ли я матом? – сказал режиссёр.

— Ругаетесь?

— Да. Потому что вырос на Тишинском рынке.

Рынок этот я, кстати, ещё застал, теперь он – история. А вообще высокий и вальяжный Швейцер, с усами и в вязаном пуловере на пуговицах, напоминал уездного помещика, а его миниатюрная и бойкая супруга – стареющую актрису ТЮЗа. Вроде Валентины Сперантовой (помните техничку из телесериала «Большая перемена»?)

Но настоящей-то актрисой ТЮЗа в этом своде новелл является другая женщина – мелкопоместная дворянка рода Тагуновых, мама моего одногруппника Бори – Наталья Борисовна. Не менее бойкая и острая на язык, а интерьеры дома родителей Борьки тоже практически деревенские – что в Волоколамске, бывшем доме священника, что в квартире в районе «Курской». Просто отец Бори, волгарь Владимир Васильевич, мужик рукастый, даром что в управлении культуры служит, и изо всего, что притащит с улицы, путём реставрации может сделать музейный экспонат, но для бытового использования.

Об этих людях я непременно расскажу позже.


Продолжение следует...


Сергей Парамонов

228


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95