Актриса Малого театра, звезда гайдаевской комедии «Спортлото-82» Светлана Аманова едва не стала жертвой финансовых мошенников. Она несколько дней провела в переговорах с телефонными аферистами, которые пытались украсть крупную сумму с ее банковской карты. Злоумышленники хотели провернуть аферу по стандартной схеме и подключиться к мобильному банку жертвы. Однако неожиданная реакция актрисы заставила мошенников импровизировать, причем с изрядным напором. Народная артистка поделилась с «МК» подробностями шокирующего инцидента.
На прошлой неделе на мобильном телефоне Светланы Геннадьевны раздался звонок. Звонили с московского городского номера с кодом (495). Мужчина на том конце трубки представился Алексеем, сотрудником службы безопасности Сбербанка. На фоне явно различался шум call-центра:
— Светлана Геннадьевна, с вашей карты пытаются сделать перевод. Вы знаете кого-нибудь из Ростова-на-Дону? Перевод идет туда. Мы думаем, что мошенническую операцию проводят сотрудники банка. Но не беспокойтесь, мы вам поможем.
Услышав свое имя вкупе с набором пугающих «фактов» о покушении на свои сбережения, артистка растерялась, запаниковала… и поверила словам Алексея. Он попросил зайти в мобильное приложение банка. Замысел таких разводок известен: далее мошенники попытались бы заполучить коды доступа к приложению, подключились к нему и опустошили счет. Но не было бы счастья — несчастье помогло: у Светланы Геннадьевны приложение установлено не было.
Тогда собеседник предложил альтернативный вариант «спасения» средств. Этот способ был явно сложнее и дольше, чем подключение к мобильному банку. Диктуя инструкции по телефону, мошенники с помощью методов социальной инженерии держат жертву на крючке, не давая сорваться. Но здесь им пришлось действовать по-другому. «Сотрудник банка» предложил продолжить общение в WhatsApp и написал туда план действий.
Наша собеседница прислала «МК» переписку с мошенником. Его сообщения поражают безапелляционностью и наглостью.
— Вам нужно пойти в офис банка, снять сумму наличными и ждать звонка.
— Эту сумму нужно срочно перевести на безопасный счет банка, потому что сотрудники в офисе хотят их похитить. Будьте с ними осторожны.
— В офисе вы не говорите, что с вами связывалась служба безопасности.
Придя в офис банка, Светлана Геннадьевна обратилась к настоящим сотрудникам и рассказала о переговорах с их «коллегой». Они сразу же заблокировали карту и предложили выпустить новую. Наличные с карты оказались на руках у владелицы. Тут, как призналась нам актриса, в голове у нее мелькнула мысль: «Вот же! Деньги спасены, они у меня. Зачем их класть на какой-то безопасный счет?»
Однако «заботливый» Алексей, ждавший перевода наличных на свой счет, не унимался. Он спросил: «Сколько денег вы сняли?» Этот алчный вопрос расставил все на свои места. Светлана Геннадьевна суммы не назвала и уверенно ответила: «Переводить ничего не буду». Теряя надежду на удачный для себя исход аферы, Алексей продолжает давить: «Тогда вы будете должны банку!» Якобы за услуги службы безопасности. Правда, это его несостоявшуюся жертву не убедило. Она сняла свои собственные деньги, никаких бумаг «об услугах» не подписывала и явно была никому ничего не должна.
В разговоре с «МК» Светлана Аманова призналась, что «купилась» на городской московский номер. Потом в банке она узнала, что длинный номер у организации только один — это номер «горячей линии», как и короткий — 900.
Внимание! Мошенники использовали эти номера.
+7 950 545 71 68
+7 495 741 11 06
+7 495 798 00 71
+7 495 730 09 59
Как мы выяснили, мобильный номер из списка принадлежит оператору, работающему в Свердловской области. Остальные «городские» номера и вовсе не идентифицируются. Скорее всего, они созданы с помощью IP-телефонии и никаким операторам не принадлежат.
Мошенническую схему разобрал инвестиционный стратег «БКС Премьер» Александр Бахтин: «Главное правило: ни при каких обстоятельствах не предоставлять незнакомым людям (как бы они себя ни называли: сотрудник банка, службы соцзащиты, муж подруги) никаких персональных данных. Никогда не сообщайте информацию по своим счетам, картам, не озвучивайте логины и пароли, в том числе из СМС. Настоящие сотрудники банка не спрашивают этих данных. Максимум, что может запросить реальный сотрудник банка, — это ваше кодовое слово. Но и здесь лучше подстраховаться, положить трубку и перезвонить в банк, вручную набрав реальный номер «горячей линии».
Инна Деготькова