С 15 апреля по Москве и Подмосковью можно передвигаться только с оформлением пропуска. Личные автомобили останавливают патрули и запрашивают пропуск, в общественном транспорте этим занимаются контролеры, а вот в такси эта обязанность оказалась возложенной на самого водителя. Как изменилась при этом работа таксистов — «МК» узнал у индивидуального предпринимателя-перевозчика Андрея Прокофьева.
— Работы нет от слова совсем, — сразу же рассказал таксист. — Заказы упали раза в три, выручка тоже упала, дальше, боюсь, будет еще хуже.
— Изменился ли как-то состав клиентуры?
— Сейчас у меня в основном остались постоянные клиенты, которые даже через агрегаторы ездят именно со мной. Это сделать просто: сначала они звонят мне лично, я подъезжаю к месту заказа, потом они бросают заявку в систему, и я ее быстро беру. У этих клиентов маршруты — обычно на работу — остались теми же. Зато практически полностью не стало маршрутов в спальных районах — от дома до метро. Перестали ездить студенты, перестали возить детей в детские сады и школы — а это была значительная часть моих заказов. Когда карантин снимут, я уверен, что спрос сразу не восстановится — деньги у людей закончатся. Возможно, даже осенью количество заказов не возрастет, а это значит, что число такси еще уменьшится.
— Вы не повышали свои тарифы из-за эпидемии?
— Скорее, наоборот: агрегаторы тарифы для пассажиров понижают, чтобы привлечь людей. При этом свою комиссию сохраняют. Так что это все происходит за счет таксистов.
— Что изменилось в правилах работы агрегаторов с введением пропускного режима?
— В общем-то, ничего. 15 апреля, в первый день пропускного режима, один из крупных агрегаторов требовал от пассажира при заказе ввести номер пропуска, теперь эту функцию из пассажирского интерфейса убрали и переложили ответственность на водителей. Мы должны проверять пропуска сами, для этого Департамент транспорта сделал особую вкладку «Такси» в приложении «Помощник Москвы» — там проверяется пропуск. Для этого нужно навести камеру телефона на QR-код или ввести номер пропуска — система скажет, действительный пропуск или недействительный. Еще агрегатор уведомил: если вас оштрафуют за перевозку пассажиров без пропуска, с полицией будете разбираться сами, а мы будем вынуждены заблокировать вас.
— Бывают ли пассажиры, которые ездят без пропусков?
— Мне пока не попадались. Вчера уже сразу при заказе писали, что есть пропуск или, например, удостоверение журналиста. Оценивать пока рано, ведь прошел только один день.
— Вас уже проверяли патрули?
— За 15 апреля ни разу не остановили, хотя я несколько раз выезжал за МКАД и потом заезжал обратно. Они стоят, всматриваются в водителей и пассажиров. Но меня не останавливали, возможно, из-за моей славянской внешности.
— У таксистов существуют свои пропуска?
— Да, рабочие. Мы оформляем их сами. Я индивидуальный предприниматель, сразу же после объявления о введении пропусков оформил их на все несколько моих машин. Указал, как сказано, ИНН. Однако 16 апреля утром мне прислали письмо, что пропуска аннулированы. Причина — я предоставил ИНН не юридического, а физического лица. Я написал им с разъяснениями ситуации, одновременно заказал новые пропуска, сейчас жду результатов. И перед выездом буду проверять, действительны ли мои пропуска.
— А как это можно проверить?
— Так же, как и у пассажира, — через специальную функцию приложения «Помощник Москвы». Надо залогиниться там через «Госуслуги Москвы», удерживать кнопку входа в течение 10 секунд, появляется форма для заполнения. Требуются регион и логин. Дальше во вкладке «Нарушения» жмешь «Проверить пропуск». Жмешь туда и получаешь — действителен он или недействителен.
— Что в такси со средствами индивидуальной защиты и дезинфекции?
— Химию и маски я сам в свое время приобрел в больших количествах — сразу, как стало известно об угрозе эпидемии. Потом было предписание Дептранса, которому написал свои требования Роспотребнадзор. Они переложили ответственность на таксопарки и агрегаторов. Так что есть предписание, мы его выполняем. В предписании есть перечень необходимых средств для дезинфекции. Каждый четверг я посылаю отчет о санобработке по электронной почте в Роспотребнадзор. Что, когда, чем обрабатывал. Заполняю таблицу.
Что касается агрегаторов — ну, меня недавно, как активного и опытного водителя, пригласил один из них. Выдали десяток таких одноразовых перчаток целлофановых, которые рвутся мгновенно, да еще маленький тюбик геля для рук. Зато, конечно, везде объявили, что на фоне эпидемии заботятся о санитарном состоянии такси. Да, кстати, они предлагали приезжать к ним на дезинфекцию, но мне проще самому. Они просто опрыскивают салон хлоргексидином, и все. При этом снимают обработку на видео и хвастаются, как заботятся о нас. И будут, наверное, просить на это денег из бюджета.
— А есть ли в российском такси правило — не сажать во время эпидемии пассажиров на переднее сиденье?
— Нет такого правила в России. К тому же, если едут 4 человека, куда я всех посажу, если не занимать переднее сиденье? Впрочем, 99% пассажиров и так садятся назад, вперед мало кто. Чтобы показать, что сейчас я не приветствую посадку на переднее сиденье, я пододвинул сиденье максимально вперед и еще наклонил спинку. Но ведь и до заднего сиденья от меня все равно меньше 1,5 метра!
А вообще, мне без разницы, спереди сидит человек или сзади. Но вообще, мы знаем: если пассажир садится вперед, это значит, что он хочет пообщаться. Скажем, когда вперед садятся девушки — это чаще всего означает, что они не против познакомиться.
— Пожилые люди ездят сейчас на такси?
— Да, конечно, причем не только из-за боязни заразиться, но и чтобы избежать встреч с полицейскими. 10 апреля вез двух женщин за 70 из Новогиреева на площадь Ильича — они вызвали такси (точнее, им его оплатили дети), чтобы не нарываться на неприятный разговор с патрулями.
Представитель крупного агрегатора такси подтвердил «МК», что проверка цифровых пропусков для проезда по Москве — ответственность водителей (они же часто индивидуальные предприниматели) и таксопарков. «Со своей стороны, мы обеспечили водителям, зарегистрированным в системе, доступ к необходимому функционалу приложения «Помощник Москвы» — эта программа, насколько нам известно, сейчас работает стабильно, — рассказал представитель агрегатора. — Что касается блокировки за нарушения пропускного режима, это необходимая мера и наша обязанность по отношению к городу и пассажирам по обеспечению безопасности перевозок».
Антон Размахнин