Владимир Владимирович Шахиджанян:
Добро пожаловать в спокойное место российского интернета для интеллигентных людей!
Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Моё мнение о стрельбе и школах в кино

Новый старый жанр

Любопытным совпадением одарил нас уходящий 2015 год. Целых два «школьных» фильма с очень схожим «жанровым подходом». Это малобюджетный «Школьный стрелок» Екатерины и Вадима Шатровых, снятый по роману Стивена Кинга «Ярость» (фильм гордо позиционируется как первая в России экранизация Кинга). И фильм относительно подороже, «Училка» Алексея Петрухина. Если о первом, вероятно, слышало не так много людей (основная реклама проходила в интернете и через сервисы «народной взаимопомощи»), то второй оказался более-менее раскрученным проектом с заранее собранной аудиторией.

Ирина Купченко в фильме "Училка"

Любые школьные проекты, вообще школьная тема – всё это не относится к типу «легко снимаемого» кино. Для любых начинающих режиссёров здесь есть известные сложности, - да хоть то же огромное количество персонажей и молодых актёров, которых как минимум нужно кормить. Тем не менее, этот жанр становится сейчас популярным, к нему живо обращаются как новички, так и профессионалы. В одном сюжете нам предлагают рассерженного подростка, выводящего на чистую воду весь столь опротивевший ему социум. В другом героем становится учительница, которой также надоели границы её социума. И в том и в другом случае ключевым элементом сюжета выступает огнестрельное оружие. Тема, широко раскрученная и на западе – буквально один за другим выходили фильмы про бедных школьных изгоев, решивших прибегнуть к насилию. Это и насущная проблема из вполне реальных тв-новостей. В данном случае «Училка» оказывается своеобразным жанровым перевёртышем, нарушает зрительские ожидания, хотя и повествует всё тем же тоном и на ту же тему.

Тон достаточно истеричный. Вспомним и сравним известный американский триллер «Кэрри» и советскую драму «Чучело». И там и там – беда, горе отдельной личности, девочка, переживающая страшные насмешки, издевательства, предательство, подлость. Желающая как-либо отомстить обидчиков, готовая и на эксцентричные поступки и на безотчётную жертву. Как итог – в триллере мы становимся свидетелями кровавой убийственной мести, а в «Чучеле», героиня, пройдя свой путь, полный невыносимых испытаний, неожиданно прощает своих врагов. Враги же, что-то осознав, стремятся и сами искупить свою вину перед героиней, но уже слишком поздно. Два совершенно разных подхода. В одном случае – экшн, в другом случае – события, изменения и выбор героев, перипетии.

И сейчас у нас выходит целых два кинопроекта с больной «школьной» тематикой, но и тот и другой, выбирают первый путь. Путь жесткого отмщения и непримиримости. Ярость, злость, презрение к людям.  Этот сюжетный шаблон гораздо проще в исполнении, этим и привлекателен. Ведь и воспринимается легче (люди знают, на что идут, покупая билет в кинотеатр)! Внутри него теоретически возможна и глубина  и своеобразный эстетизм; рассуждая об изъянах, дефектах общества, главный герой «Школьного стрелка» однажды вполне может превратиться в уличного философа; а «Училка», пребывая на грани срыва, отчаяния, превращается почти в классического персонажа русской литературы XIX века. Однако, на мой взгляд, всё это – деструктивный путь. Можно сколько угодно играть на срыве, истерике, упадке – сколько бы ни вышло фильмов с подобной тематикой, мы не увидим ничего существенно нового. Новое – лишь в том, что однажды смещается герой. Долгое время героем был ученик, а в последнем фильме героем стала училка. Это весь прогресс жанра, всё его достижение. В то время как достаточно старый фильм «Чучело» - обладал многоструктурной сложной историей, с несколькими сюжетными линиями и разными «этажами восприятия» (т.е. фильм действительно мог быть интересен людям разных возрастов и разным образованием). Вот  и получается, что современное кино, в рамках заданной темы выглядит менее свободно, чем хорошо знакомое старое.  Думаю, если бы не всё было так однозначно – например, не превращать «Училка» в исключительно полярного персонажа (то ли положительный, то ли отрицательный), а весь класс, который её довел, не делать эдаким «городом греха», но играть на полутонах – то история имела бы шанс на многосторонность и развитие. Но чтобы идти на жанровую свободу – нужная большая жанровая смелость. Ждём третьего школьного фильма в 2016 году и загадываем, каким он будет. 

857


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95