Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Орлеан (2015)

Моё впечатление...

ОРЛЕАН

страна: Россия, год: 2015

Режиссёр: Андрей Прошкин

Сценарист: Юрий Арабов

На русский провинциальный город с необычным названием Орлеан надвигается буря. Пока что о ней не догадываются его жители: парикмахерша Лида спит с кем ни попадя; врач Рудик водит к себе девиц, пользуясь служебным положением; полицейский не гнушается убийством; а фокусник, кажется, и вправду перепиливает девушек на сцене.

 

Кадр из фильма. Елена Лядова и Виктор Сухоруков

Недавно вышедший «Орлеан» был воспринят неоднозначно.  В своих интернет-рецензиях зрители чаще всего причисляют фильм к жанру «арт-хаус» и списывают на это вообще все неудачи и находки авторов. Тут я и вовсе теряюсь, в который раз приходя для себя к выводу, что такого жанра, быть может, и вовсе нет. Настолько он по-разному трактуется разными людьми. На мой же взгляд, «Орлеан» свободен от любых жанровых рамок, самобытен и даже уникален.

Кто-то обвиняет «Орлеан» в излишней гротесковости. Мрачной веселости. Чернушности. Положим, именно чернухи в «Орлеане» и вовсе нет. Мне кажется, мы, зрители, давным-давно привыкли к чему-нибудь и пострашнее. Всё, что можно найти подобного в фильме (при дотошном вглядывании через лупу) – это несколько кадров с обнаженной женской натурой (но это эротика, а не чернуха) и торжественное распиливание человека в цирке (и это скорее фарс, тем более герой, надвое перепиленный, вернётся).

Ещё обвиняют в «назидательности». Якобы простая мораль,  что является двигателем всей истории и мотором-мотиваций для главного антагониста, настолько простая и к настолько детским выводам приводит, что зритель чувствует себя обделённым и, так сказать, недокормленным.  Лично я не жду от хорошего кино какой-то особенной и изощренной морали, мне вполне хватает и старых добрых истин. Но мне и не нужны назидательные, поучающие, поучительные истории.  Видимо, здесь никто и не ставил основной целью раскрыть глаза нам на что-то, о чём мы и не слыхивали. Наш век далеко не наивен, наши глаза и так давным-давно открыты; другое дело, как мы можем бороться с тем, что видим, как мы можем преобразить самих себя? Важно, важно помнить – Юрий Николаевич и вовсе задумывал эту историю, как слэшер-перевёртыш, фильм ужасов наоборот, в котором бы именно злодей-маньяк оказался праведным, правильным судьей, а его жертвы – подонками, не внушающими симпатий.

Кадр из фильма. Виталий Хаев и Олег Ягодин.

Сравнивают с «Даун Хаусом» Романа Качанова и книгой Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». И с первым и другим мало общего. «Даун Хаус»? Да, в своё время нашумевшая яркая комедия, эксцентричная экранизация «Идиота» Достоевского, была популярной и запомнилась надолго, растасканная на цитаты и «мемы». Она также динамична, красочна, даже ядовита и «срабатывает» засчёт той же самой «мрачной весёлости». На этом сходства кончаются.  С «Мастером и Маргаритой» вообще один смех. Пару секунд в «Орлеане» промелькал какой-то аномально здоровый кот. И вот теперь его «подметили», сравнивают с Бегемотом, а авторов «Орлеана» называют «продолжателями дела» Булгакова.

Изначально чуть было не подумал, что фильм представляет собой сборник различных новелл, наподобие модных джармушовских «Кофе и сигарет», «Ночи на земле» и т.д., но, к счастью, это оказалось не так. Все ключевые персонажи и их сюжетные линии тесно переплетены, нет ничего лишнего, декоративного, одно действие влияет на другое и плавно подводит к третьему – настоящая, крепко сколоченная, сюжетная драматургия, именно в классическом её понимании.

Тема апокалипсиса (а это именно она – экзекутор, мстящий за грехи, отчаянные грешники, город, ожидающий «окончательной» бури) – хоть и частая тема в последнее время и в кино, и в театре, и в литературе, развита необычно и со вкусом. Меня лишь смутило несколько эпизодов из концовки. Точнее их относительная несоразмерность. Если милиционер, «замаливая свой грех», чистосердечно заключился в самой обыкновенной камере, а растяпа-хирург зашил себе (как в любом уважающем себя триллере!) нитками глаза и рот, то вот третья звезда этой компании – просто занялась «любовью» с мальчиком, на которого прежде не обращала внимания. Я не из кровожадных зрителей, но мне не понятна такая «моральная» скидка для этой героини. Всё-таки занятья любовью не такая большая пытка в сравнении с зашиванием глаз и рта. Да, но с другой стороны, ещё и вспоминаются обвинения, что для темы «последнего суда» как-то странно выбрано такое небольшое количество характерных персонажей, чьи грехи не сильно выделяются на фоне всех наших грехов. Мол, что на месте этих людей могли бы оказаться и мы. Могли бы! В том-то и соль. Полностью безумным показан разве что фокусник, разрезающий живых людей, другие наши горе-герои вполне реальны, понятны и постижимы, даже будничны. Именно в своей будничности – опасно и отвратительно зло.

Кадр из фильма. Тимофей Трибунцев.

Напоследок отмечу подбор актёров, игру актёров. Про Елену Лядову я читал, что она уже успела примелькаться, в последнее время её видно чуть ли не в каждом фильме. Я поймал себя на этом же. Однако проверил. Оказалось, фильмов не так уж и много. Просто все хорошие (плюс-минус, по-крайней мере, ни за один из них она стыдиться не будет). Что говорит в пользу как раз Елены Лядовой. Да и смотрится она в «Орлеане» в роли взбалмошной, вульгарной парикмахерши очень даже неплохо. Виктор Сухоруков, чья лысина внезапно и приятным образом исчезла, изображает некоего «небесного» мстителя, бессмертного персонажа, искореняющего грехи человечества. Сухорукова можно обвинить в монотонности, частых повторах из роли в роль, но здесь ничего подобного – кого-то другого в этой роли представить сложно. Тимофей Трибунцев – ещё один, так сказать, неожиданно «примелькавшийся» актёр. У него фильмография посложней, чем у Елены и много спорных фильмов. Но и сейчас он показывает себя на удивление гибким, способным сбрасывать любые амплуа и показывать себя с неожиданных сторон. Зловещий, угрюмый Виталий Хаев, а также противоречивый и харизматичный Олег Ягодин – относительно новые для меня актёры, но теперь мне захотелось узнать их получше.

1203


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95