Не знаю, то ли о двойках по физкультуре у старшего ребенка писать, то ли о моральных качествах некоторых педагогов или про организацию олимпиад и проектной деятельности в начальной школе... На днях прочла о Манифесте педагогики сотрудничества и поняла, что, похоже, наша школа так увлеклась ФГОСами, что ей теперь не до детей. На повестке дня у нас ГТО для всех и каждого. А где же личность конкретного ребенка? Куда она делась?
…У сына три двойки подряд по физкультуре. В коридоре меня встретила учительница и пояснила, почему двоек так много: "Пришел без формы, не выполнил письменное задание и не сдал норматив, потому что к уроку допущен не был". В общем-то я даже не расстроилась. Первая нелогичность в том, что две двойки по причине отсутствия формы - дважды наказать за одно и тоже - почти потерять свой учительский авторитет, а письменному заданию по физкультуре сын предпочел решение задач по математике. Весь сентябрь и октябрь он с папой их решает, и они ему не даются. Спать сын ложится не позже 21:30, поэтому времени на письменное по физкультуре у него не осталось. Сегодня уверил меня, что "за письменное все исправил". А остальное? Ну что ж, пусть по итогам первой четверти у него будет тройка по этому предмету. Не всем ведь иметь значок ГТО...
Дочка учится в другой школе, но и здесь с физкультурой не то чтобы напряженно, но несколько странно. Детей обязывают сдавать нормативы. Они таковы, что у моей третьеклассницы с подругой вечно выходят то два, то три. Мне не нравится, что школьников заставляют бегать километр на время и стометровку тоже. Физические возможности у детей разные. Да и в чем смысл этой беготни? В том, что взмыленные дети придут потом на математику примеры решать? Или на русский диктант писать? А если им за этот марафон еще и двойки-тройки поставили, то нынешняя физкультура – бьет рекорды «поддержки» самооценки школьников...
Кстати, про самооценку и профессионализм. Мой младший сын - дошкольник. В их детсаду ведут курс про друзей Зиппи. Чудесные занятия, которые помогаю детям лучше осознавать себя, рассказывать о своих эмоциях и принимать себя и других. Сегодня сын сказал мне, что все дни в детском саду он поджимает живот, чтобы не быть толстым. Справедливости ради замечу, что младший ребенок у нас, действительно, не худой, но сильный, активный и жизнерадостный. "Так что же произошло?"- спросила я у сына. Выяснилось, что на дневном сне одна из сотрудниц детсада пришла к воспитателям и сказала, что за время отсутствия ребенка изменилось только одно - его живот стал больше. Шестилетний сын это услышал и теперь хочет похудеть. А я хочу быть обычной мамой и устроить скандал. Но все-таки сначала пойду к психологу, чтобы обсудить создавшуюся ситуацию.
О какой успешности и самооценке можно говорить, когда вот так, запросто, все детское устроение нарушается? И не кем-нибудь, а педагогами, которые вроде бы не должны этого делать!
Защищать детей от непрофессионализма учителей и воспитателей все труднее. Проектная деятельность в школах, к сожалению, скатывается к формализму и семейным перегрузкам. Вот пришла дочка из школы и сообщает, что уже завтра нужно сдать проект по теме, связанной с региональной спецификой. И не важно, что на родительских собраниях не раз говорилось: далеко не все третьеклассники могут самостоятельно делать проекты, у детей этого возраста еще нет уроков информатики за настоящими компьютерами. Выходит, что "Папа решает, а Вася сдает". Но педагогов это не заботит. В ФГОС прописана проектная деятельность. И точка. В итоге школа приучает детей списывать из интернета. А родители вынуждены в этом помогать... На класс настоящих (не списанных) исследований набирается два-три - от очень мотивированных детей и родителей. Остальные 27 мучаются из-за надуманных требований системы образования, которые придумали чиновники, не заботясь о рисках и реальности. ФГОС шагает по стране, что скажешь...
Да, совершенно забыла - про олимпиады. Еще один тренд в школах – одаренные дети. А значит и олимпиады. В дневниках сына и дочки учителя то и дело пишут - принести 60, 70, 80 или 100 рублей на «Кенгуру», «Бульдог», «Медвежонка»... Бесплатное образование… с платными для родителей олимпиадами. Игнорировать их нельзя – участие обязательное. Надо же выявить одаренных!
Увы, этих острых углов в современной школе все больше. О них обычно не говорят, а молчат. Может, у кого-то по-другому? А я вот вечером ходила в банкомат тысячу разменивать на олимпиады... Чтобы каждому дать деньги на завтрашний день.
Юлия Латыпова