Преимущества ума очевидны всем. Но о его усилении с помощью особого вида интеллекта — эмоционального, известно меньше. И это притом, что уже с этого учебного года в целом ряде российских школ, как стало известно «МК», началась апробация методик развития эмоционального интеллекта. О деталях рассказала член группы разработчиков, российский представитель Ассоциации культурных и эмоционально-интеллектуальных прогнозов, кандидат психологических и экономических наук Елена Хлевная.
— Что такое эмоциональный интеллект и чем он отличается от обычного?
— Данная часть интеллекта представляет собой способность перерабатывать информацию, получаемую через эмоции.
— Каким образом?
— Специалисты выделяют четыре составляющие. Первая: умение идентифицировать свои эмоции — например, отличать горе от грусти. Вторая: умение использовать свои эмоции для решения поставленной задачи. Знаете ли вы, к примеру, что аналитическую работу лучше всего делать, когда вам грустно? Между тем в ходе исследований выяснилось: люди, прочитавшие текст договора после просмотра грустного кинофильма, выявили в нем гораздо больше нюансов и нашли больше ошибок, чем те, кто делал ту же работу, испытывая радость или злость! Третье: анализ причин возникновения эмоций. И четвертое: управление эмоциями — переход из одной эмоции в другую для решения той или иной задачи.
— И какие преимущества дает овладение этими навыками на практике?
— У людей с развитым эмоциональным интеллектом скорость принятия решений увеличивается, а количество возникающих при этом конфликтов уменьшается. Правда, интуитивно этими навыками в той или иной мере владеет каждый человек, причем в наибольшей степени, как показали специальные тесты, — руководители. Оно и понятно: развивать эти навыки для эффективного использования эмоций других людей при решении поставленных задач их заставляет жизнь.
— Я бы скорее назвала это манипуляцией, а не развитием эмоционального интеллекта...
— У эмоционального интеллекта нет плюсов или минусов: это просто инструмент, который, как все другие инструменты, может быть использован и во зло, и во благо. При желании, наверное, и правда можно использовать эту методику для попытки манипуляции. Но теми, кто владеет ею, манипулировать нельзя — это уж точно.
— С какого возраста надо учить использовать эмоциональный интеллект?
— В Швейцарии начинают с детских садов, и мы тоже разрабатываем такую методику: планируем начать с 4 лет, а затем в младшей, средней и старшей школе.
— И это будет отдельный предмет? Школьная программа и так безумно перегружена!
— Помимо отдельных уроков есть второй путь: включение этих методик в уроки всех учителей-предметников с созданием особой эмоционально-интеллектуальной среды. В Швейцарии, например, при изучении математики дети учатся смотреть на геометрические фигуры с разных точек зрения и собирать их из отдельных плоскостей. А потом обсуждают, какие эмоции при этом испытывали и почему. Мы готовим программы для обоих вариантов.
— Как пойдет развитие эмоционального интеллекта в нашей школе?
— Через развитие каждой из четырех составляющих, о которых мы говорили. Для начала с помощью карточек с картинками дети научатся распознавать свои чувства: грусть, злость, радость и т.д. Затем на примерах сказок или мультфильмов будут рассуждать, почему, скажем, Маша из мультфильма «Маша и медведь» сначала грустила, а после того, как ей на нос села бабочка, все изменилось. Для старших возрастных групп, понятно, более сложные задания. Но суть одна: выработка навыков интеллектуальной обработки поступившей эмоциональной информации.
— Но как вы собираетесь этому научить дошколят-четырехлеток?
— Конечно же, в игровой форме. Причем игра предназначена не только для детей, но и для их родителей. Играть они будут вместе, и имеющаяся практика показывает, что взрослые получают от этой игры не меньше удовольствия, чем дети. Принципиально важно, чтобы родители изучали методику развития эмоционального интеллекта вместе с детьми — оставлять их за бортом было бы большой ошибкой! Вдобавок это дает семье дополнительную возможность побыть вместе, а сегодня нам этого так не хватает!
— Когда же начнутся практические занятия в российских школах?
— Практически уже начались. В этом году договоренность о запуске пилотного проекта достигнута с администрацией Тюменской области. Одновременно опробуют новую методику и несколько московских школ
Марина Лемуткина