Многие считают, что прикладывать проездной с безлимитным количеством поездок или социальную карту к валидатору не обязательно, поскольку проезд все равно уже оплачен или он и так бесплатный. Но, как правило, если в транспорте установлены валидаторы, то валидировать проездные билеты нужно. По этому принципу работает общественный транспорт не только во многих российских городах, но и в других странах. Например, «Мосгортранс» напоминает пассажирам, что делать это необходимо, в противном случае могут оштрафовать.
Зачем «отмечать» на входе безлимитный проездной?
Чтобы зарегистрировать поездку. Как заявляют в «Мосгортрансе», это делается для того, чтобы транспортная компания могла подсчитать общее количество пассажиров, воспользовавшихся общественным транспортом.
Эта обязанность пассажиров закреплена в п. 5 Правил пользования наземным городским транспортом, опубликованных «Мосгортрансом». Там говорится, что гражданин обязан после входа в трамвай, троллейбус или автобус «погасить» проездной билет через устройство контроля. То же самое относится и к льготным категориям граждан, которые обладают социальной картой москвича или жителя Московской области. Как правило, устройства, регистрирующие поездку, расположены около дверей наземного общественного транспорта.
Аналогичные правила распространяются и на поездки в метрополитене (впрочем, московская подземка, в отличие от метро некоторых европейских столиц, где нет закрывающихся турникетов, оборудована турникетами, открывающимися только после прикладывания билета).
Что будет, если не приложить проездной к валидатору?
Контролер оштрафует. В случае если на проездном, в том числе безлимитном, нет отметки о погашении поездки, такой проезд считается безбилетным. Размер штрафа за безбилетный проезд в московском транспорте, в соответствии со статьей 10.1 Закона г. Москвы от 21.11.2007 N 45 (ред. от 18.06.2014) «Кодекс города Москвы об административных правонарушениях», составляет 1000 рублей.
Мария Осина