Как известно, Микеланджело Буонарроти свое искусство скульптора формулировал следующим образом: «Я беру кусок мрамора и отсекаю от него все лишнее». Проблема была только в том, как углядеть в куске мрамора спрятанного Давида, Моисея, умирающего раба или Мадонну. Микеланджело это умел, а из сортов мрамора предпочитал знаменитый каррарский, добываемый в провинции Масса-Каррара. Нас туда свозили на экскурсию, и хоть я и не обнаружил ни в одном куске мрамора ничего достойного, даже бюста кота Бублика, но зато вволю пофотографировал, так что будет о чем рассказать и что показать.
Местечко Каррара (полное название — провинция Масса-Каррара) известно примерно с 963 года нашей эры. На протяжении трех веков Каррара и Масса являлись самостоятельным государством, которым правила династия Маласпина. После этого Каррара переходила из рук в руки боевитых городов: Пизы, Милана и Генуи.
Каррара расположена в Апуанских Альпах, и здесь более двух тысяч лет добывают знаменитый каррарский (а какой же еще) мрамор: так называемый статуарный, из которого изготавливают скульптуры, с белыми и голубыми прожилками, темнолиловый, персиковый апуанский и с фиолетовым проломом (так называемый мрамор Медичи). В настоящее время здесь получают полмиллиона тонн мрамора в год.
Сейчас процесс добычи выглядит следующим образом: находят гору, состоящую из мрамора (впрочем, в этой местности почти все горы мраморные), после чего специальным механизмом, похожим на огромную пилу «Дружба» на гусеничном ходу, напиливают каменные блоки различных размеров, которые жестко стандартизованы, затем грузят блоки на самосвалы и отвозят в мастерские и на склады для дальнейшей транспортировки.
Традиционно самосвалы по пути к складам и мастерским проезжают через сам город Каррару, в результате чего состояние асфальта там еще плачевнее, чем в Москве гавриилопоповских времен. Но как раз недавно каррарцы заявили, что больше не собираются терпеть подобное безобразие, после чего стали строить большую объездную дорогу, чтобы колеса огромных самосвалов больше не топтали улицы города.
Зато стоит только выехать в горы, самосвалы там так и шныряют, так и шныряют…
В одном из ущелий, где была сделана остановка, нам показали очень забавный макет, демонстрирующий процесс добычи мрамора в древние времена — вот несколько его фотографий:
Большая часть мрамора добывается на экспорт, но довольно заметная часть оседает в местных каррарских мастерских, которые называются «лабораториями» — Laboratorio Di Sculptura. Туда поставляются блоки самых разнообразных, хотя и стандартизованных размеров, из которых потом ваяются скульптуры, мраморные украшения, плиты с барельефами и так далее.
В мастерских мрамор хранится под открытым небом:
При необходимости глыбы распиливают с помощью вот таких механизмов:
Потом из кусков, как правило, изготавливаются копии знаменитейших скульптур:
Однако могут и сотворить что-нибудь свеженькое — на заказ или просто по велению творческой души.
В мастерских существует распределение профессий на скульпторов и резчиков. Скульптор создает эскиз, выбирает соответствующий кусок мрамора, намечает на нем «скрытую» скульптуру, после чего отдает резчику. Тот, в соответствии с эскизом, убирает все ненужное, оставляя грубо обработанные очертания, после чего скульптор рукой мастера доводит статую до совершенства. Это как бы в теории. На практике большинство мастеров милостиво позволяют резчикам доводить скульптуры до конца, а потом милостиво ставят на них свои фамилии. Таким образом, отличия между опытными резчиками и скульпторами постепенно стираются, а потом и переходят в свою диалектическую противоположность: многие резчики, работающие в мастерской всю жизнь, могут заткнуть за пояс скульпторов, почивающих на лаврах и ограничивающихся только созданием эскизов.
Нас познакомили с одним из таких резчиков — его зовут Джованни.
Он проработал в мраморных мастерских всю жизнь — так же, как его отец и дед. Джованни заканчивал
Впрочем, Джованни, при всем своем мастерстве, так и остается резчиком, а не скульптором. Но ему часто дают самостоятельную работу — например, скульптор, помахивая в воздухе рукой, говорит: «Джованни. Вот из этого куска мрамора высеки что-нибудь эдакое — ну, вроде деревьев с листочками. Это и будет твое маленькое, но ответственное поручение». И Джованни самостоятельно готовит эскиз, а потом по нему вырезает готовую скульптуру, которая потом будет числиться работой скульптора, и за которую он получит хорошие деньги. А Джованни работает за очень скромную зарплату, но на судьбу не жалуется — в конце концов, разве можно бросить шоу-бизнес?
Мы спросили Джованни, как резчикам удается всю жизнь работать в мастерских и не получить всякие соответствующие заболевания от каменной пыли, но Джованни на это ответил, что мраморная пыль, в отличие от какой-нибудь гранитной крошки, не особенно вредна, потому что это известняковая порода (карбонат кальция), так что резчики по мрамору доживают до вполне солидного возраста — вот как он сам.
Каррарское сало
Кроме мастерских и каменоломен нам показали еще одну достопримечательность провинции Масса-Каррара, о которой мы и не подозревали. Как выяснилось, в одном из поселков, находящемся в районе каменоломен, делают
Правда, дегустировали
Сало, впрочем, вкусное, но чем оно отличается от канонических украинских аналогов — я так и не понял.
Процесс приготовления этого сала также достаточно традиционен, за исключением разве что того, что пласты свиного жира, натертые приправами, выдерживаются в специальных мраморных ящиках — но оно и неудивительно для местности, где мрамора, как грязи.
Спускаясь к побережью после дегустации сала, мы обнаружили местный каррарский паровоз, который «вперед лети». Вот только вместо Ленина на нем стоял слегка прикрытый Давид, причем
В Карраре нас сопровождала довольно забавная дама-гид по имени Виктория. Впрочем, она не только не является профессиональным гидом, но вообще — домохозяйка, просто ее попросили сопровождать нашу группу по причине дефицита русскоязычных гидов в Тоскане. Виктория — армянка из Баку. Она попала в Италию достаточно случайно, вышла замуж за итальянца, родила ему детей и живет в этой стране уже давно. Но русский язык, в отличие от нашего предыдущего гида, она не забыла и говорит на нем очень бойко — впрочем, точно так же, как и
С Викторией был связан один забавный момент. После посещения каменоломен и тестирования сала (как
Отели — SPA и не только
После Каррары нас повезли смотреть всякие разные отели — со SPA и не только. Я там поснимал, так что выкладываю небольшой отчетик и свои впечатления для тех, кому это может быть интересно.
Отель Villa Undulna Terme Della Versilia
Первый отель назывался Villa Undulna. Симпатичный отельчик с большой территорией.
На территории — большой, очень чистый и ухоженный парк. У отеля собственный пляж и крытый бассейн.
Вдоль всех номеров идут балконные галереи, с которых открывается красивый вид на парк.
Номера — простенькие, небольшие, но уютные.
В отеле гордятся своим SPA-центром и его охотно демонстрируют, но SPA, если честно, никакого впечатления не произвел: комнатушка с простеньким джакузи, больничного вида комнатушка для массажа, небольшой зальчик для релаксации.
Единственное, что там, на мой взгляд, из SPA заслуживает внимания — это бассейн с гидромассажем морской водой и отделение со всякими восточными видами массажа.
Резюме. Очень симпатичная, ухоженная и большая территория, большой крытый бассейн, свой пляж, балконная галерея. Однако номера простенькие и тесноватые, SPA-центр впечатления вообще не произвел.
Отель Eden
Отель Eden SPA-центра, судя по всему, не имеет, так же, как и своего пляжа.
Однако номера в отеле немного больше и явно солиднее, чем в Villa Undulna.
Но самое достойное внимания в этом отеле — холл, оба ресторана (внутренний и на улице) и небольшая, тщательно декорированная прилегающая территория.
Ресторанчики — что внутри, что снаружи, — очень уютные, там предлагается весьма разнообразное меню и солидная винная карта. (Попробовать, увы, не довелось.) Внутри и снаружи полно всяких диванчиков, креслиц и так далее, так что судя по всему, этот отель предназначен для любителей хорошей кухни и хорошего вина. Мне он понравился, я бы в нем поселился на несколько дней — потестировать кухню и предлагаемое вино.
Резюме. Номера вполне достойные, симпатичные ресторанчики, уютный холл и ухоженная небольшая территория. Судя по всему, хорошая кухня.
Grand Hotel Tombolo Talasso Resort
Tombolo Talasso Resort — вот это, конечно, один из лучших отелей Тосканы. Мы в нем останавливались, так что сумели все подробно посмотреть.
Отель построен на Тирренском побережье на месте летнего лагеря
Пляж принадлежит отелю, и к нему от основного здания ведет специальная дорожка. Часть номеров выходят на море, часть — на красивый парк с соснами.
Номера в Tombolo Talasso — не просто большие и комфортные, но и еще декорированы в различном, хорошо продуманном и тщательно подобранном стиле: от этнического до ретро-стиля, с разными сочетаниями цветов — от спокойных пастельных оттенков и до ярких и насыщенных.
В правом крыле отеля — открытый бассейн с гавайским баром:
Красивый холл, ресторан с двумя залами и террасой на втором этаже с видом на море, отличная кухня (вот её как раз довелось оценить) и прекрасный выбор итальянских вин (отель принадлежит одному из крупнейших производителей вин в Тоскане) — но и это, заметьте, не главное.
Главное, чем примечателен Tombolo Tallaso — это SPA-центр. И не просто SPA-центр, а SPA-ЦЕНТР! Я такого больше нигде не видел, но оно и неудивительно — SPA этого отеля входит в сотню лучших во всем мире. Нас по этому центру водил CEO отеля доктор Фабио, и это происходило ночью, когда центр был уже закрыт для посетителей, поэтому удалось все посмотреть во всех подробностях. К сожалению, там было сложно снимать, и я не запомнил всякие подробности, которые нам сообщали, но вот то, что отложилось в памяти и в фотоаппарате…
Главная гордость SPA-центра — огромный и очень интересно декорированный грот с пятью бассейнами, наполненными натуральной морской водой, добываемой в 900 метрах от побережья.
Бассейны красиво подсвечены, а кроме того, грот имеет несколько прозрачных куполов в крыше и стеклянную витрину, выходящую на уличный бассейн.
Разумеется, каждый из пяти бассейнов грота выполняет свои функции: главный бассейн служит для реабилитационных упражнений и релаксации — он нагрет до 34 градусов; второй бассейн с галечным дном и изменяющейся температурой от борта к борту — тренирует сосуды; третий с гидромассажем предназначен для релаксации и улучшения тонуса мышц; четвертый бассейн с сильным течением служит для разработки мышц и всяких упражнений; ну и пятый бассейн в минигроте — релаксационный, снабженный ароматотерапией. В одном из этих бассейнов расположены гидротренажеры для занятий аквагимнастикой.
Ну и кроме этого грота SPA-центр включает сауну и несколько кабинетов-залов с
Так что отель и SPA-центр, как видите, действительно шикарный. Одно только слегка портит впечатление: как вы понимаете, удовольствие жить в этом отеле и кувыркаться в бассейнах — весьма недешевое. Прямо скажем — это для состоятельных людей. Цены в обычных даблах начинаются
Впрочем, я сравнил цены на всякий пилинг и массаж с ценами на аналогичные процедуры в приличных турецких отелях — разница на самом деле небольшая. Цены примерно одинаковые. Однако такого SPA-центра в Турции я даже рядом не видел нигде — это действительно