Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Мраморная Каррара и SPA-отели побережья

Как известно, Микеланджело Буонарроти свое искусство скульптора формулировал следующим образом: «Я беру кусок мрамора и отсекаю от него все лишнее». Проблема была только в том, как углядеть в куске мрамора спрятанного Давида, Моисея, умирающего раба или Мадонну. Микеланджело это умел, а из сортов мрамора предпочитал знаменитый каррарский, добываемый в провинции Масса-Каррара. Нас туда свозили на экскурсию, и хоть я и не обнаружил ни в одном куске мрамора ничего достойного, даже бюста кота Бублика, но зато вволю пофотографировал, так что будет о чем рассказать и что показать.

Местечко Каррара (полное название — провинция Масса-Каррара) известно примерно с 963 года нашей эры. На протяжении трех веков Каррара и Масса являлись самостоятельным государством, которым правила династия Маласпина. После этого Каррара переходила из рук в руки боевитых городов: Пизы, Милана и Генуи.

Каррара расположена в Апуанских Альпах, и здесь более двух тысяч лет добывают знаменитый каррарский (а какой же еще) мрамор: так называемый статуарный, из которого изготавливают скульптуры, с белыми и голубыми прожилками, темнолиловый, персиковый апуанский и с фиолетовым проломом (так называемый мрамор Медичи). В настоящее время здесь получают полмиллиона тонн мрамора в год.

Мраморная каменоломня

Сейчас процесс добычи выглядит следующим образом: находят гору, состоящую из мрамора (впрочем, в этой местности почти все горы мраморные), после чего специальным механизмом, похожим на огромную пилу «Дружба» на гусеничном ходу, напиливают каменные блоки различных размеров, которые жестко стандартизованы, затем грузят блоки на самосвалы и отвозят в мастерские и на склады для дальнейшей транспортировки.

Пила «Дружба» и самосвал

Традиционно самосвалы по пути к складам и мастерским проезжают через сам город Каррару, в результате чего состояние асфальта там еще плачевнее, чем в Москве гавриилопоповских времен. Но как раз недавно каррарцы заявили, что больше не собираются терпеть подобное безобразие, после чего стали строить большую объездную дорогу, чтобы колеса огромных самосвалов больше не топтали улицы города.

Зато стоит только выехать в горы, самосвалы там так и шныряют, так и шныряют…

Шныряющий в горах самосвал с мрамором (в центре)

В одном из ущелий, где была сделана остановка, нам показали очень забавный макет, демонстрирующий процесс добычи мрамора в древние времена — вот несколько его фотографий:

Общий план макета
Верх макета
Вот так пилили мрамор в старые времена

Большая часть мрамора добывается на экспорт, но довольно заметная часть оседает в местных каррарских мастерских, которые называются «лабораториями» — Laboratorio Di Sculptura. Туда поставляются блоки самых разнообразных, хотя и стандартизованных размеров, из которых потом ваяются скульптуры, мраморные украшения, плиты с барельефами и так далее.

В мастерских мрамор хранится под открытым небом:

Склад мрамора в мастерской

При необходимости глыбы распиливают с помощью вот таких механизмов:

Пила для мрамора

Потом из кусков, как правило, изготавливаются копии знаменитейших скульптур:



Однако могут и сотворить что-нибудь свеженькое — на заказ или просто по велению творческой души.

Мастер за работой

В мастерских существует распределение профессий на скульпторов и резчиков. Скульптор создает эскиз, выбирает соответствующий кусок мрамора, намечает на нем «скрытую» скульптуру, после чего отдает резчику. Тот, в соответствии с эскизом, убирает все ненужное, оставляя грубо обработанные очертания, после чего скульптор рукой мастера доводит статую до совершенства. Это как бы в теории. На практике большинство мастеров милостиво позволяют резчикам доводить скульптуры до конца, а потом милостиво ставят на них свои фамилии. Таким образом, отличия между опытными резчиками и скульпторами постепенно стираются, а потом и переходят в свою диалектическую противоположность: многие резчики, работающие в мастерской всю жизнь, могут заткнуть за пояс скульпторов, почивающих на лаврах и ограничивающихся только созданием эскизов.

Нас познакомили с одним из таких резчиков — его зовут Джованни.

Джованни за работой

Он проработал в мраморных мастерских всю жизнь — так же, как его отец и дед. Джованни заканчивал какое-то учебное заведение, но, как он сам говорит, мастерская — это и школа, и практика, и место работы. Если с детства работаешь в мастерской, то получаешь совершенно бесценный опыт.

Впрочем, Джованни, при всем своем мастерстве, так и остается резчиком, а не скульптором. Но ему часто дают самостоятельную работу — например, скульптор, помахивая в воздухе рукой, говорит: «Джованни. Вот из этого куска мрамора высеки что-нибудь эдакое — ну, вроде деревьев с листочками. Это и будет твое маленькое, но ответственное поручение». И Джованни самостоятельно готовит эскиз, а потом по нему вырезает готовую скульптуру, которая потом будет числиться работой скульптора, и за которую он получит хорошие деньги. А Джованни работает за очень скромную зарплату, но на судьбу не жалуется — в конце концов, разве можно бросить шоу-бизнес?

Барельеф в мастерской, над которым идет работа

Мы спросили Джованни, как резчикам удается всю жизнь работать в мастерских и не получить всякие соответствующие заболевания от каменной пыли, но Джованни на это ответил, что мраморная пыль, в отличие от какой-нибудь гранитной крошки, не особенно вредна, потому что это известняковая порода (карбонат кальция), так что резчики по мрамору доживают до вполне солидного возраста — вот как он сам.

Каррарское сало

Кроме мастерских и каменоломен нам показали еще одну достопримечательность провинции Масса-Каррара, о которой мы и не подозревали. Как выяснилось, в одном из поселков, находящемся в районе каменоломен, делают какое-то фантастическое сало, являющееся любимым блюдом рабочих каменоломен. И сало это настолько известно по всему району и даже за его пределами, что нас специально повезли его продегустировать.

То самое сало

Правда, дегустировали как-то странно — с домашним вином. Я не верю в то, что простые работяги употребляют сало с вином, а не так, как полагается — с граппой (итальянской горилкой), — поэтому остается думать, что сало с вином — это чисто туристическое извращение.

Сало, впрочем, вкусное, но чем оно отличается от канонических украинских аналогов — я так и не понял.

Процесс приготовления этого сала также достаточно традиционен, за исключением разве что того, что пласты свиного жира, натертые приправами, выдерживаются в специальных мраморных ящиках — но оно и неудивительно для местности, где мрамора, как грязи.

Лаборатория по приготовлению сала

Спускаясь к побережью после дегустации сала, мы обнаружили местный каррарский паровоз, который «вперед лети». Вот только вместо Ленина на нем стоял слегка прикрытый Давид, причем почему-то в окружении гномиков:

Паровоз с Давидом и гномиками

В Карраре нас сопровождала довольно забавная дама-гид по имени Виктория. Впрочем, она не только не является профессиональным гидом, но вообще — домохозяйка, просто ее попросили сопровождать нашу группу по причине дефицита русскоязычных гидов в Тоскане. Виктория — армянка из Баку. Она попала в Италию достаточно случайно, вышла замуж за итальянца, родила ему детей и живет в этой стране уже давно. Но русский язык, в отличие от нашего предыдущего гида, она не забыла и говорит на нем очень бойко — впрочем, точно так же, как и по-итальянски. Виктория мало что рассказала об этих каррарских краях и соответствующем мраморе, но зато мы узнали историю ее жизни во всех подробностях.

С Викторией был связан один забавный момент. После посещения каменоломен и тестирования сала (как звучит-то классно) нас привезли обедать в ресторан одного из каррарских отелей. Во время обеда Виктория громко и с очаровательной армянской экспрессией — вздымая руки и бурно жестикулируя — рассказывала о каких-то перипетиях своей нелегкой жизни в Италии. Итальянка Франческа, которая была с нами, долго смотрела на Викторию и потом мне сказала: «Посмотри, она же вроде ваша, русская, а посмотришь со стороны — ведет себя как чистая итальянка». Я не стал разочаровывать Франческу. В конце концов, какая разница? Кроме того, манера общения армянок и итальянок действительно очень похожа.

Отели — SPA и не только

После Каррары нас повезли смотреть всякие разные отели — со SPA и не только. Я там поснимал, так что выкладываю небольшой отчетик и свои впечатления для тех, кому это может быть интересно.

Отель Villa Undulna Terme Della Versilia

Первый отель назывался Villa Undulna. Симпатичный отельчик с большой территорией.

Вид на отель со стороны бассейна
Холл отеля

На территории — большой, очень чистый и ухоженный парк. У отеля собственный пляж и крытый бассейн.

Вид на море и на бассейн

Вдоль всех номеров идут балконные галереи, с которых открывается красивый вид на парк.

Балконная галерея

Номера — простенькие, небольшие, но уютные.

Один из номеров

В отеле гордятся своим SPA-центром и его охотно демонстрируют, но SPA, если честно, никакого впечатления не произвел: комнатушка с простеньким джакузи, больничного вида комнатушка для массажа, небольшой зальчик для релаксации.

Джакузи
Комната для массажа
Холл для релаксации

Единственное, что там, на мой взгляд, из SPA заслуживает внимания — это бассейн с гидромассажем морской водой и отделение со всякими восточными видами массажа.

Гидромассаж морской водой
Отделение восточных видов массажа

Резюме. Очень симпатичная, ухоженная и большая территория, большой крытый бассейн, свой пляж, балконная галерея. Однако номера простенькие и тесноватые, SPA-центр впечатления вообще не произвел.

Отель Eden

Отель Eden SPA-центра, судя по всему, не имеет, так же, как и своего пляжа.

Вид на отель Eden со стороны входа

Однако номера в отеле немного больше и явно солиднее, чем в Villa Undulna.

Один из номеров
Ванная комната
Стол с ЖК-панелью

Но самое достойное внимания в этом отеле — холл, оба ресторана (внутренний и на улице) и небольшая, тщательно декорированная прилегающая территория.

Ресторан внутри отеля
Ресторанчик на улице
Дворик отеля

Ресторанчики — что внутри, что снаружи, — очень уютные, там предлагается весьма разнообразное меню и солидная винная карта. (Попробовать, увы, не довелось.) Внутри и снаружи полно всяких диванчиков, креслиц и так далее, так что судя по всему, этот отель предназначен для любителей хорошей кухни и хорошего вина. Мне он понравился, я бы в нем поселился на несколько дней — потестировать кухню и предлагаемое вино.

Резюме. Номера вполне достойные, симпатичные ресторанчики, уютный холл и ухоженная небольшая территория. Судя по всему, хорошая кухня.

Grand Hotel Tombolo Talasso Resort

Tombolo Talasso Resort — вот это, конечно, один из лучших отелей Тосканы. Мы в нем останавливались, так что сумели все подробно посмотреть.

Вход в Tombolo Talasso Resort

Отель построен на Тирренском побережье на месте летнего лагеря 30-х годов. Из простенького лагеря был сделан пятизвездочный комплекс на 96 номеров. Сверху это все выглядит следующим образом:

Вид на отель сверху

Пляж принадлежит отелю, и к нему от основного здания ведет специальная дорожка. Часть номеров выходят на море, часть — на красивый парк с соснами.

Сторона отеля, выходящая в парк

Номера в Tombolo Talasso — не просто большие и комфортные, но и еще декорированы в различном, хорошо продуманном и тщательно подобранном стиле: от этнического до ретро-стиля, с разными сочетаниями цветов — от спокойных пастельных оттенков и до ярких и насыщенных.

Обычный дабл
Сюит, выполненный в яркой цветовой гамме

В правом крыле отеля — открытый бассейн с гавайским баром:

Бассейн

Красивый холл, ресторан с двумя залами и террасой на втором этаже с видом на море, отличная кухня (вот её как раз довелось оценить) и прекрасный выбор итальянских вин (отель принадлежит одному из крупнейших производителей вин в Тоскане) — но и это, заметьте, не главное.

Главное, чем примечателен Tombolo Tallaso — это SPA-центр. И не просто SPA-центр, а SPA-ЦЕНТР! Я такого больше нигде не видел, но оно и неудивительно — SPA этого отеля входит в сотню лучших во всем мире. Нас по этому центру водил CEO отеля доктор Фабио, и это происходило ночью, когда центр был уже закрыт для посетителей, поэтому удалось все посмотреть во всех подробностях. К сожалению, там было сложно снимать, и я не запомнил всякие подробности, которые нам сообщали, но вот то, что отложилось в памяти и в фотоаппарате…

Главная гордость SPA-центра — огромный и очень интересно декорированный грот с пятью бассейнами, наполненными натуральной морской водой, добываемой в 900 метрах от побережья.

Вид на грот с бассейнами

Бассейны красиво подсвечены, а кроме того, грот имеет несколько прозрачных куполов в крыше и стеклянную витрину, выходящую на уличный бассейн.

Вид на стеклянную витрину грота со стороны уличного бассейна

Разумеется, каждый из пяти бассейнов грота выполняет свои функции: главный бассейн служит для реабилитационных упражнений и релаксации — он нагрет до 34 градусов; второй бассейн с галечным дном и изменяющейся температурой от борта к борту — тренирует сосуды; третий с гидромассажем предназначен для релаксации и улучшения тонуса мышц; четвертый бассейн с сильным течением служит для разработки мышц и всяких упражнений; ну и пятый бассейн в минигроте — релаксационный, снабженный ароматотерапией. В одном из этих бассейнов расположены гидротренажеры для занятий аквагимнастикой.

Тренажеры в бассейне

Ну и кроме этого грота SPA-центр включает сауну и несколько кабинетов-залов с какими-то уникальными процедурами (доктор Фабио подробно рассказывал, что это такое и какие органы в результаты подобных процедур приходят в норму или даже приобретают ранее несвойственные им функции, но подробности я не запомнил), массажем, талассотерапией, талассо-ванными, талассо-душами, хромотерапией, ароматерапией и так далее и тому подобное.

Так что отель и SPA-центр, как видите, действительно шикарный. Одно только слегка портит впечатление: как вы понимаете, удовольствие жить в этом отеле и кувыркаться в бассейнах — весьма недешевое. Прямо скажем — это для состоятельных людей. Цены в обычных даблах начинаются где-то от 150 евро с человека за ночь, ну и все эти спа- и талласопроцедуры — только успевай отсчитывать денежки: консультация врача — 50- евро, комплекс процедур в бассейнах грота — 45 евро, занятия по аква-гимнастике — 20 евро за каждый вид, талассо-обертывание с массажем — от 65 до 100 евро, талассотерапевтический массаж — от 60 до 100 евро, массаж в четыре руки — 110 евро (по 27,5 евро в одну руку), талассо-холистическая релаксационная процедура в бассейне — 130 евро (черт, надо будет все-таки как-нибудь попробовать, что это такое — лет через десять), ну и я молчу о всяких косметических процедурах, которые начинаются от жалких 40 евро и доходят до 630.

Впрочем, я сравнил цены на всякий пилинг и массаж с ценами на аналогичные процедуры в приличных турецких отелях — разница на самом деле небольшая. Цены примерно одинаковые. Однако такого SPA-центра в Турции я даже рядом не видел нигде — это действительно что-то уникальное.

Алекс Экслер

1443


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95