Владимир Владимирович Шахиджанян:
Добро пожаловать в спокойное место российского интернета для интеллигентных людей!
Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Пуччини и Виареджо

Нет в Тоскане, да и во всей Италии, более уважаемого и почитаемого композитора, чем Джакомо Пуччини. Поэтому посещение виллы Пуччини и места, где проходит знаменитый на весь мир Фестиваль Пуччини, было важным пунктом нашей программы.

Находится это все в местечке Торре дель Лаго. Во времена Пуччини это была маленькая деревушка, а сейчас — один из известнейших туристических центров, причем в честь композитора местечко сейчас именуется Торре дель Лаго Пуччини.

Место действительно очень красивое — озеро, пляжи, пальмы, сосновые леса, — поэтому неудивительно, что Джакомо выбрал его, чтобы там поселиться и написать свои лучшие произведения. Первоначально, кстати, Пуччини там просто снимал две маленькие комнаты, однако после успеха «Тоски» он смог приобрести виллу и отреставрировать ее в соответствии со своими вкусами. В этой вилле сейчас и сделан музей — очень интересный, однако, к сожалению, нам там не разрешили снимать.

Вилла Пуччини

Впрочем, я забегаю вперед. Давайте сначала немного о биографии этого знаменитого композитора…

Полное его имя — Джакомо Антонио Доменико Микеле Секондо Мариа Пуччини. Джакомо родился в Лукке в довольно состоятельной семье музыкантов. Однако отец его умер, когда мальчику было всего пять лет, и Джакомо отправили к дяде на обучение. В 14 лет мальчик получил в Лукке должность церковного органиста — эта должность была как бы наследственной в семье Пуччини. Музыкой он уже тогда увлекается фанатично — ходит пешком в Пизу, чтобы послушать оперы Верди, и услышанное его настолько потрясает, что Джакомо решает стать оперным композитором.

Далее — музыкальное образование: Музыкальный институт имени Пачини в Лукке, а затем Миланская консерватория.

Первую оперу — «Виллисы» — Джакомо написал в 1884 году для конкурса одноактных опер. «Виллисы» была поставлена и привлекла внимание известного издателя Джулио Рикорди, в результате чего Пуччини получил приличный гонорар и заказ на следующую оперу — ею стала «Эдгар», появившаяся в 1889 году.

В 1893 году Пуччини пишет оперу «Манон Леско» — либретто этой оперы заметно перекликается с историей самого Джакомо и его будущей жены Эльвиры Бонтури. Пуччини познакомился с Эльвирой тогда, когда она была невестой его друга Джемиани. Между ними сразу вспыхнули какие-то чувства, однако Эльвира выходит замуж за Джемиани и рожает ему двух детей. Но буквально через год Эльвира оставляет своего мужа с сыном, забирает дочку и переезжает к Джакомо. Скандал, разумеется, был несусветный: в католической Италии замужняя женщина бросает мужа и переезжает к композитору — это был вызов общественному мнению… Эльвира не могла получить развод, и оформили свой брак они только через много лет, в 1904 году, когда умер Джемиани.

«Манон Леско» шла с большим успехом, и Пуччини прославился. Однако настоящий успех и уже мировая слава к нему пришли после премьеры следующей оперы — «Богема». С ней, впрочем, случилась интересная история. Публика «Богему» приняла просто с восторгом (24 аншлаговых спектакля в первом же сезоне, после чего постановки в крупнейших оперных театрах мира), однако итальянские критики «Богему» встретили в штыки и ругали на все лады. Один из известнейших критиков после премьеры «Богемы» заявлял, что это ошибка Пуччини, что оперу вообще нельзя было выпускать на сцену и что ее очень скоро забудут. Ну и, спрашивается, где тот критик и где «Богема», которая до сих пор в репертуаре лучших оперных театров? В 2006 году «Богеме» исполнилось сто лет, и она находится в пятерке самых исполняемых опер в мире.

В 1900 году состоялась премьера следующей оперы Пуччини — «Тоска». Это фактически самое известное и наиболее часто исполняемое произведение маэстро.

Впрочем, следующая опера — «Мадам Баттерфляй» — практически провалилась. Пуччини в тот момент очень много разъезжал по репетициям и спектаклям своих опер, к тому же приобрел автомобиль и стал заправским гонщиком. Автомобильное увлечение закончилось серьезной аварией, так что обстановка не располагала к вдумчивой работой над «Мадам Баттерфляй». После освистания оперы на премьере Пуччини сделал единственно правильную вещь: забрал партитуру и создал новую редакцию, которая была принята уже значительно более благосклонно.

После «Мадам Баттерфляй» у Пуччини начинается неудачный период, который продолжался почти пятнадцать лет. Он выпустил две оперы — «Девушка с Запада» и «Ласточка», — но они были приняты весьма прохладно. Впрочем, маэстро не унывает: он уже достаточно состоятелен, поэтому может просто отдохнуть — чем и занимается, распределяя свое время между заграничными поездками, катанием на автомобиле, охотой и рыбалкой.

Но в послевоенный период, примерно с 1919 года, Пуччини как бы обретает второе дыхание: в операх «Джанни Скикки» и «Турандот» композитор не только проявился во всем блеске своего таланта, но и продемонстрировал совершенно новый для себя подход. Впрочем, завершить «Турандот» Джакомо так и не смог: давняя болезнь горла (Пуччини всю жизнь был страстным курильщиком) переросла в рак и 29 ноября 1924 года великий композитор скончался в клинике Брюсселя. Завершил «Турандот» композитор Франко Альфано, однако на премьере оперы близкий друг Пуччини великий дирижер Артуро Тосканини остановил исполнение на том месте, до которого дописал Пуччини. Он положил палочку и сказал публике: «Здесь сочинение обрывается, потому что композитор умер». И только со второго спектакля «Турандот» исполнялась уже целиком, вместе с финальным дуэтом, написанным Альфано…

***

Сейчас в Торре дель Лаго Пуччини кроме виллы Пуччини, которая является музеем, находится летний театр, где ежегодно в июле и августе проходит Фестиваль Пуччини, во время которого исполняются различные оперы маэстро. В этом году там будут ставить «Мадам Баттерфляй», «Тоску», «Богему» и «Ласточку». Сцена театра располагается прямо на берегу озера Массачуккрои, представления даются вечером, в темноте, и говорят, что выглядит это все совершенно фантастически. Кстати, проводится Фестиваль Пуччини уже семьдесят лет.

Мы попали в Торре дель Лаго Пуччини в тот момент, когда там вовсю шло строительство нового летнего театра. Незадолго до этого дирекция театра, которую последние семь лет возглавляет Франко Моретти (он ниже на фотографии), пришла к выводу о том, что старое здание театра уже не отвечает современным потребностям. Несколько банков, власти Тосканы и руководство Лукки выступили инвесторами проекта, который обошелся примерно в 20 миллионов евро, и теперь рядом со старым театром строится новый, который должен быть запущен во время фестиваля 2008 года.

Франко Моретти в здании строящегося театра

Старый театр пока функционирует, а новый вовсю строится. Сверху выглядит это следующим образом:

Вот вид на старый театр со строительной площадки:

Старый театр

А вот строительная площадка нового:

Строящийся новый театр

Что интересно, вместимость нового театра планируется практически такая же, как у старого, — 3200 человек. Единственное — в новом театре предусмотрен зал для зимних концертов на 500 человек. На вопрос, почему не увеличивается количество мест в новом театре, Моретти ответил, что для них главное — не количество мест, а акустика, комфорт зрителей и создание совершенно сказочной атмосферы. Новый театр должен предоставить самые современные возможности звука, освещения и трансляции, поэтому они и затеяли это дорогостоящее строительство.

Крышу над театром возводить не будут, открытое пространство — одно из условий создания соответствующей обстановки. На вопрос, что они делают, когда идет дождь, Моретти ответил, что концерты проходят при любой погоде и их никогда не отменяют. Единственное — если идет сильный дождь, что в это время бывает крайне редко, зрители ждут в фойе.

Впрочем, оно и понятно, билеты на эти представления приобретаются где-то за год, зрители приезжают со всех концов света, так что концерт не может не состояться.

А вот несколько фотографий из Торре дель Лаго Пуччини:

Набережная
Старый причал
Виллы друзей Пуччини, членов «Клуба Богемы»

***

Виареджо

После посещения Торре дель Лаго мы приехали в очаровательный приморский городок Виареджо (Viareggio). Он считается главным центром версильского побережья. В XII веке это был морской порт, и город населяли моряки, рыбаки и судостроители. Сейчас это весьма известный туристический центр и морской курорт. Причем, замечу, при всей своей прелести цены в Виареджо вполне разумные, а вот в находящемся совсем рядом Форте дей Марми, любимом месте отдыха наших олигархов, цены уже, как говорят, зашкаливают.

Судостроение в Виареджо до сих пор развито: там на верфях производят всякие роскошные яхты — в том числе, как рассказала гид, и по заказу наших богатеньких буратин. Вероятно, этот факт должен был вызвать у нас прилив гордости за соотечественников. Однако прилива не произошло, поэтому мы даже не стали фотографировать эти яхты вблизи — черт с ними, обойдемся. Сфотографировали только издали — для проформы.

Яхты в Виареджо

Кстати, дама-гид в Виареджо у нас была довольно своеобразная. Она из Екатеринбурга, приехала в Италию учиться, вышла замуж за итальянца и осталась здесь жить. С русскими почти не общалась, последние семь лет говорила по-итальянски и теперь по-русски говорит с такими проблемами, что это даже удивительно. Впрочем, она вовсе не профессиональный гид, ее просто пригласили сопроводить нас по Виареджо, потому что в Тоскане пока маловато русскоязычных гидов. Так вот, было хорошо видно, что дама сначала в голове строит фразу на итальянском, потом ее мучительно переводит на русский, а потом уже выдает в виде почти не годного к употреблению продукта. Говорила она очень медленно, с большими ошибками, и я, если честно, даже не мог поверить, что это обычная чисто русская девушка, которая всего семь последних лет говорит на итальянском и уже успела русский практически забыть. Странная история. Чистые итальянки по-русски говорили значительно лучше нее.

Впрочем, вернемся к Виареджо. В отличие от большинства других городов Тосканы Виареджо не может похвалиться какими-то заметными памятниками архитектуры. И в этом его плюс, потому что здесь можно спокойно отдохнуть, наслаждаясь солнцем и морем, не боясь, что тебя каждые пять минут будут таскать посмотреть на какие-нибудь памятники XIX века, XVIII века и далее со всеми остановка вплоть до традиционных этрусков.

Однако у Виареджо есть своя достопримечательность — это знаменитый карнавал. Говорят, что он не сильно уступает венецианскому, но, так сказать, более изысканный плюс во время праздника не такая давка, поэтому знатоки предпочитают именно этот карнавал. Но лично я не видел ни венецианский, ни карнавал в Виареджо, поэтому не берусь утверждать, какой из них лучше.

Для отдыхающих наибольший интерес представляет набережная города, с одной стороны которой расположены многочисленные отели, а с другой — магазинчики, ресторанчики и пляж.

Набережная Виареджо
Grand Hotel Royal на берегу
Вид на Виареджо со стороны пляжа

В Виареджо нас поселили в роскошный отель «Принц Пьемонта» (Grand Hotel Principe di Piemonte).

У него на вывеске почему-то четыре звезды, но я такие и пятизвездочные не часто встречал. Отель, кстати, считается одним из лучших на побережье — и совершенно заслуженно. Каждый этаж отеля, включая убранство номеров, выполнен в своем собственном стиле — ампир, модерн, деко, колониальный, — и выглядит это все очень стильно и впечатляюще.

Я специально пофотографировал наш номер, чтобы можно было составить впечатление. Вот это гостиная:

Гостиная

В глубине за конторкой — ЖК-телевизор, в котором к тому же есть Интернет, какие-то игры и всякая информация об отеле и сервисах.

Конторка с телевизором и клавиатурой

Из гостиной можно выйти на балкончик, откуда открывается великолепный вид на море и конференц-зал отеля:

Вид с балкона номера

Кстати, номера с фронтальным видом на море стоят в полтора раза дороже номеров с видом на гору. Но оно, вероятно, того стоит: когда утром выходишь на балкон и смотришь на все это великолепие, прямо как-точто-то сразу теснит в груди и думаешь, что есть красота, которую за деньги не купишь. А потом понимаешь, что нужно зарабатывать много денег, для того чтобы селиться в таких местах, где есть красота, которую не купишь за деньги. Впрочем, я еще не показал весь номер, так что уходим с балкона внутрь…

Это спальня. Простенькая такая скромная спальня с балдахином.

Спальня

В спальне также ЖК-телевизор, отдельный стол с сетевым проводом для выхода в Интернет. Оплата идет за час, восемь часов, двенадцать или сутки. Сумма за Интернет после вашего подтверждения автоматически ставится в счет.

Еще в номере отдельная гардеробная с сейфом — наличие гардеробной крайне порадовало, я в отелях такого не встречал.

Ну и последнее — огромная ванная комната, занимавшая, по-моему, метров пятнадцать (фотография истинных размеров не передает).

Ванная комната

Из такого номера как-то даже и не хотелось выходить, однако журналистский долг звал на крышу, и мы не пожалели: одна из изюминок этого отеля — открытый бассейн, расположенный на самом верху. Вы посмотрите, какая это красота.

Бассейн на крыше отеля

Кстати, в Виареджо есть отели на любой вкус. Мы погуляли по набережной и специально посмотрели, что там за гостиницы: есть и скромные четыре звезды, и три, и даже неопознанные беззвездные. Так что спокойно можно выбрать в зависимости от предпочтений и финансовых возможностей.

Набережная с гостиницами

Нам Виареджо очень понравился. Он оставляет какое-то очень домашнее впечатление, как будто ты здесь много раз был, всех знаешь и все тебя знают. Люди на улицах улыбаются, все очень чистенько и пахнет морем. Очень жалко было оттуда уезжать, но я еще обязательно выберусь в Виареджо. У меня должно получиться: я там в море кинул свой коллекционный рубль с профилем Ленина, не пожалел ради Виареджо такую реликвию!..

Алекс Экслер

1260


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95