Нет в Тоскане, да и во всей Италии, более уважаемого и почитаемого композитора, чем Джакомо Пуччини. Поэтому посещение виллы Пуччини и места, где проходит знаменитый на весь мир Фестиваль Пуччини, было важным пунктом нашей программы.
Находится это все в местечке Торре дель Лаго. Во времена Пуччини это была маленькая деревушка, а сейчас — один из известнейших туристических центров, причем в честь композитора местечко сейчас именуется Торре дель Лаго Пуччини.
Место действительно очень красивое — озеро, пляжи, пальмы, сосновые леса, — поэтому неудивительно, что Джакомо выбрал его, чтобы там поселиться и написать свои лучшие произведения. Первоначально, кстати, Пуччини там просто снимал две маленькие комнаты, однако после успеха «Тоски» он смог приобрести виллу и отреставрировать ее в соответствии со своими вкусами. В этой вилле сейчас и сделан музей — очень интересный, однако, к сожалению, нам там не разрешили снимать.
Впрочем, я забегаю вперед. Давайте сначала немного о биографии этого знаменитого композитора…
Полное его имя — Джакомо Антонио Доменико Микеле Секондо Мариа Пуччини. Джакомо родился в Лукке в довольно состоятельной семье музыкантов. Однако отец его умер, когда мальчику было всего пять лет, и Джакомо отправили к дяде на обучение. В 14 лет мальчик получил в Лукке должность церковного органиста — эта должность была как бы наследственной в семье Пуччини. Музыкой он уже тогда увлекается фанатично — ходит пешком в Пизу, чтобы послушать оперы Верди, и услышанное его настолько потрясает, что Джакомо решает стать оперным композитором.
Далее — музыкальное образование: Музыкальный институт имени Пачини в Лукке, а затем Миланская консерватория.
Первую оперу — «Виллисы» — Джакомо написал в 1884 году для конкурса одноактных опер. «Виллисы» была поставлена и привлекла внимание известного издателя Джулио Рикорди, в результате чего Пуччини получил приличный гонорар и заказ на следующую оперу — ею стала «Эдгар», появившаяся в 1889 году.
В 1893 году Пуччини пишет оперу «Манон Леско» — либретто этой оперы заметно перекликается с историей самого Джакомо и его будущей жены Эльвиры Бонтури. Пуччини познакомился с Эльвирой тогда, когда она была невестой его друга Джемиани. Между ними сразу вспыхнули
«Манон Леско» шла с большим успехом, и Пуччини прославился. Однако настоящий успех и уже мировая слава к нему пришли после премьеры следующей оперы — «Богема». С ней, впрочем, случилась интересная история. Публика «Богему» приняла просто с восторгом (24 аншлаговых спектакля в первом же сезоне, после чего постановки в крупнейших оперных театрах мира), однако итальянские критики «Богему» встретили в штыки и ругали на все лады. Один из известнейших критиков после премьеры «Богемы» заявлял, что это ошибка Пуччини, что оперу вообще нельзя было выпускать на сцену и что ее очень скоро забудут. Ну и, спрашивается, где тот критик и где «Богема», которая до сих пор в репертуаре лучших оперных театров? В 2006 году «Богеме» исполнилось сто лет, и она находится в пятерке самых исполняемых опер в мире.
В 1900 году состоялась премьера следующей оперы Пуччини — «Тоска». Это фактически самое известное и наиболее часто исполняемое произведение маэстро.
Впрочем, следующая опера — «Мадам Баттерфляй» — практически провалилась. Пуччини в тот момент очень много разъезжал по репетициям и спектаклям своих опер, к тому же приобрел автомобиль и стал заправским гонщиком. Автомобильное увлечение закончилось серьезной аварией, так что обстановка не располагала к вдумчивой работой над «Мадам Баттерфляй». После освистания оперы на премьере Пуччини сделал единственно правильную вещь: забрал партитуру и создал новую редакцию, которая была принята уже значительно более благосклонно.
После «Мадам Баттерфляй» у Пуччини начинается неудачный период, который продолжался почти пятнадцать лет. Он выпустил две оперы — «Девушка с Запада» и «Ласточка», — но они были приняты весьма прохладно. Впрочем, маэстро не унывает: он уже достаточно состоятелен, поэтому может просто отдохнуть — чем и занимается, распределяя свое время между заграничными поездками, катанием на автомобиле, охотой и рыбалкой.
Но в послевоенный период, примерно с 1919 года, Пуччини как бы обретает второе дыхание: в операх «Джанни Скикки» и «Турандот» композитор не только проявился во всем блеске своего таланта, но и продемонстрировал совершенно новый для себя подход. Впрочем, завершить «Турандот» Джакомо так и не смог: давняя болезнь горла (Пуччини всю жизнь был страстным курильщиком) переросла в рак и 29 ноября 1924 года великий композитор скончался в клинике Брюсселя. Завершил «Турандот» композитор Франко Альфано, однако на премьере оперы близкий друг Пуччини великий дирижер Артуро Тосканини остановил исполнение на том месте, до которого дописал Пуччини. Он положил палочку и сказал публике: «Здесь сочинение обрывается, потому что композитор умер». И только со второго спектакля «Турандот» исполнялась уже целиком, вместе с финальным дуэтом, написанным Альфано…
***
Сейчас в Торре дель Лаго Пуччини кроме виллы Пуччини, которая является музеем, находится летний театр, где ежегодно в июле и августе проходит Фестиваль Пуччини, во время которого исполняются различные оперы маэстро. В этом году там будут ставить «Мадам Баттерфляй», «Тоску», «Богему» и «Ласточку». Сцена театра располагается прямо на берегу озера Массачуккрои, представления даются вечером, в темноте, и говорят, что выглядит это все совершенно фантастически. Кстати, проводится Фестиваль Пуччини уже семьдесят лет.
Мы попали в Торре дель Лаго Пуччини в тот момент, когда там вовсю шло строительство нового летнего театра. Незадолго до этого дирекция театра, которую последние семь лет возглавляет Франко Моретти (он ниже на фотографии), пришла к выводу о том, что старое здание театра уже не отвечает современным потребностям. Несколько банков, власти Тосканы и руководство Лукки выступили инвесторами проекта, который обошелся примерно в 20 миллионов евро, и теперь рядом со старым театром строится новый, который должен быть запущен во время фестиваля 2008 года.
Старый театр пока функционирует, а новый вовсю строится. Сверху выглядит это следующим образом:
Вот вид на старый театр со строительной площадки:
А вот строительная площадка нового:
Что интересно, вместимость нового театра планируется практически такая же, как у старого, — 3200 человек. Единственное — в новом театре предусмотрен зал для зимних концертов на 500 человек. На вопрос, почему не увеличивается количество мест в новом театре, Моретти ответил, что для них главное — не количество мест, а акустика, комфорт зрителей и создание совершенно сказочной атмосферы. Новый театр должен предоставить самые современные возможности звука, освещения и трансляции, поэтому они и затеяли это дорогостоящее строительство.
Крышу над театром возводить не будут, открытое пространство — одно из условий создания соответствующей обстановки. На вопрос, что они делают, когда идет дождь, Моретти ответил, что концерты проходят при любой погоде и их никогда не отменяют. Единственное — если идет сильный дождь, что в это время бывает крайне редко, зрители ждут в фойе.
Впрочем, оно и понятно, билеты на эти представления приобретаются
А вот несколько фотографий из Торре дель Лаго Пуччини:
***
Виареджо
После посещения Торре дель Лаго мы приехали в очаровательный приморский городок Виареджо (Viareggio). Он считается главным центром версильского побережья. В XII веке это был морской порт, и город населяли моряки, рыбаки и судостроители. Сейчас это весьма известный туристический центр и морской курорт. Причем, замечу, при всей своей прелести цены в Виареджо вполне разумные, а вот в находящемся совсем рядом Форте дей Марми, любимом месте отдыха наших олигархов, цены уже, как говорят, зашкаливают.
Судостроение в Виареджо до сих пор развито: там на верфях производят всякие роскошные яхты — в том числе, как рассказала гид, и по заказу наших богатеньких буратин. Вероятно, этот факт должен был вызвать у нас прилив гордости за соотечественников. Однако прилива не произошло, поэтому мы даже не стали фотографировать эти яхты вблизи — черт с ними, обойдемся. Сфотографировали только издали — для проформы.
Кстати, дама-гид в Виареджо у нас была довольно своеобразная. Она из Екатеринбурга, приехала в Италию учиться, вышла замуж за итальянца и осталась здесь жить. С русскими почти не общалась, последние семь лет говорила
Впрочем, вернемся к Виареджо. В отличие от большинства других городов Тосканы Виареджо не может похвалиться
Однако у Виареджо есть своя достопримечательность — это знаменитый карнавал. Говорят, что он не сильно уступает венецианскому, но, так сказать, более изысканный плюс во время праздника не такая давка, поэтому знатоки предпочитают именно этот карнавал. Но лично я не видел ни венецианский, ни карнавал в Виареджо, поэтому не берусь утверждать, какой из них лучше.
Для отдыхающих наибольший интерес представляет набережная города, с одной стороны которой расположены многочисленные отели, а с другой — магазинчики, ресторанчики и пляж.
В Виареджо нас поселили в роскошный отель «Принц Пьемонта» (Grand Hotel Principe di Piemonte).
У него на вывеске
Я специально пофотографировал наш номер, чтобы можно было составить впечатление. Вот это гостиная:
В глубине за конторкой —
Из гостиной можно выйти на балкончик, откуда открывается великолепный вид на море и конференц-зал отеля:
Кстати, номера с фронтальным видом на море стоят в полтора раза дороже номеров с видом на гору. Но оно, вероятно, того стоит: когда утром выходишь на балкон и смотришь на все это великолепие, прямо
Это спальня. Простенькая такая скромная спальня с балдахином.
В спальне также
Еще в номере отдельная гардеробная с сейфом — наличие гардеробной крайне порадовало, я в отелях такого не встречал.
Ну и последнее — огромная ванная комната, занимавшая,
Из такого номера
Кстати, в Виареджо есть отели на любой вкус. Мы погуляли по набережной и специально посмотрели, что там за гостиницы: есть и скромные четыре звезды, и три, и даже неопознанные беззвездные. Так что спокойно можно выбрать в зависимости от предпочтений и финансовых возможностей.
Нам Виареджо очень понравился. Он оставляет