Владимир Владимирович Шахиджанян:
Добро пожаловать в спокойное место российского интернета для интеллигентных людей!
Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Музейный фонд перестанет быть кормушкой

Миллионы рублей потрачены на электронный госкаталог впустую

Любой музейный экспонат может называться таковым только после того, как он будет поставлен на учет, а значит, получит инвентарный номер, на него заведут учетную карточку, где укажут все сведения о предмете. Такую документацию ведет каждый музей, но с 1996 года у музейщиков прибавилось забот – нужно было перенести все сведения в электронный госкаталог. Дело полезное, ведь каталог позволяет познакомиться с фондами самых разных музеев страны и обычным пользователям, и специалистам. Также он должен был облегчить работу таможенников, которые могли бы сверяться с госкаталогом, прежде чем выпустить то или иное произведение за границу, будучи уверенными, что оно не из национальных запасов. Однако на практике музейщики столкнулись с массой проблем.

- Сразу возникли проблемы с системой учета предметов в электронном госкаталоге, - говорит директор Третьяковской галереи Ирина Лебедева. – Например, с включением в него изображений произведений – какого размера должны быть фото, чтобы не нарушить авторские права? К тому же музейная наука не стоит на месте: допустим, специалист определил авторство произведения, которое ранее было не известно, - как переписать уже существующую учетную запись в каталоге?

Но это только цветочки. Главная проблема возникла с операторами, которые и должны были вносить сведения в электронную базу. Их приходилось выбирать каждый год по конкурсу – а с 2005 года (в соответствии с 94ФЗ) выигрывала та компания, которая предлагала свои услуги дешевле остальных. В итоге последняя организация ООО "Инициатива", которая занималась функционированием госкаталога, деньги получила, а работу не выполнила. Минкультуры направило письмо оператору письмо с требованием расторгнуть договор и выплатить штраф за его неисполнение. Если требование не будет выполнено, ведомство подаст в суд на компанию.

- Оказалось, что в госкаталог за 2009-2011 годы внесено только 50 тысяч предметов, а потрачено на это 130 миллионов рублей. За 2012 год силами моего ведомства внесли еще 500 тысяч единиц хранения в каталог, на это было потрачено 7 миллионов рублей. Но это не решило проблему, - рассказывает директор департамента информационной политики и международных связей Министерства культуры Вадим Дуда.

В итоге решили, госкаталог заменить госреестром. По словам Дуды, изменения в закон "О музейном фонде РФ и музеях в РФ" подготовят к марту, а к концу мая внесут на рассмотрение в правительство. Так что и к концу года должна появиться работающая модель реестра. В отличие от госкаталога в реестре будет ограниченное количество полей.

- У нас появляется более простой инструмент, с небольшим числом полей. У каждого музея будут свои электронные каталоги, которые можно объединить в единый", — уточнила директор департамента культурного наследия Наталья Самойленко.

Идею поддержали директора ведущих музеев страны – Михаил Пиотровский (Эрмитаж, глава Союза музеев России), Ирина Лебедева (Третьяковская галерея), Елена Гагарина (Музеи Кремля) и Алексей Левыкин (Исторический музей).

На том же брифинге министр культуры Владимир Мединский сообщил, что за прошедший год закупки в музейный фонд заметно увеличились.

- Если 2011 году на пополнение музейных коллекций потратили 40 миллионов рублей, то в 2012 году – 250 миллионов. Во второй половине ушедшего года нам удалось сэкономить миллиард рублей и часть этих средств пошли на закупки. Правда, многие музеи оказались не готовы к этому, особенно региональные, тем не менее мы приобрели ряд важных коллекций.

В их числе – архив Алексея Ремизова, собрание советской фотографии (из коллекции Стивена Вайта), полотно XVII века «Крещение Христа» Хендрика ван Балена и Яна Брейгеля Младшего и несколько произведений Ильи Кабакова.

материал: Мария Москвичева

737


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95