Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Музыка

Редко в одном человеке объединяются такие разные увлечения, как любовь к классической музыке, филологии, туризму и иностранным языкам.

С детства Софья обучалась в музыкальной студии игре на фортепиано. Впоследствии интерес к музыке перерос в серьёзное увлечение, а потом и в любовь к ней. Переворот в душе Софьи произвёл концерт, на котором исполнялся «Реквием» Моцарта.

Именно благодаря музыке мы с Софьей и познакомились.

Софья собрала большую коллекцию кассет и дисков с записями классической музыки, часто посещала концерты в Консерватории и ММДМ. Начала она собирать свою коллекцию ещё со школьных времён. Из композиторов Софья больше любила романтиков: Брамса, Шуберта, Малера, Рихарда Штрауса, Шумана, а также Бетховена и Моцарта. Их музыка соответствовала романтической натуре Софьи. Даже в качестве звонка на мобильном телефоне Софьи звучала знаменитая «Chiarina» из «Карнавала» Шумана. Количество любимых композиторов Софьи очень велико, их всех даже невозможно здесь перечислить, но самых главных я назвал.

Софья была максималисткой: если уж отдаваться чувствам, то полностью. Внешне сдержанно-холодный и отстранённый характер музыки Брамса компенсируется внутренним огнём и неистовством, что находило отклик в сердце Софьи и перекликалось с её натурой. Любимейшей музыкой для Софьи была симфоническая, потому что симфонический оркестр – это высшее воплощение исполнительского искусства как со стороны дирижёра, так и со стороны оркестрантов.

Поскольку Софья была тесно связана с английским языком и с Англией, в числе её любимых композиторов были и Элгар, и Бенджамин Бриттен...

Будучи уже в зрелом возрасте, Софья начала обучаться игре на кларнете. Кларнет Софье очень нравился и привлекал её мягким и насыщенным звуком с неповторимо богатым тембром. Наверное, по тесситуре он соответствовал её голосу контральто (хотя нельзя сказать, что Софья увлекалась пением и вокальной музыкой).

История с кларнетом (а также история ника clarinettist в ЖЖ) началась с того, что я подарил ей на день рождения чешский пластиковый кларнет Amati Kraslice. Софья сразу же начала заниматься. Сначала её учили играть знакомые кларнетисты; затем, поняв, что для развития техники этого недостаточно, Софья начала заниматься с профессиональным кларнетистом и преподавателем. Затем ходила в музыкальную школу по классу кларнета.

Сама Софья относилась к своему увлечению кларнетом с юмором и не без самоиронии, как видно из её цикла коротких рассказов «Уроки игры на кларнете, написанные им самим».

Как жаль, что не сохранилось записей нашего кларнетного дуэта (Софья солировала на кларнете, а я играл на фортепиано)! Я так жалею, что не записал ни на видео, ни хотя бы на диктофон исполнение Софьи. Софья достигла приличных высот в изучении инструмента и возвращалась к нему постоянно, хотя у неё была масса других забот.

Мы с Софьей обоюдно обогатили сферы музыкального проникновения. Я полюбил симфоническую музыку благодаря Софье, а Софья приобщилась к камерной, вокальной и инструментальной музыке. Когда мы встретились с Софьей, у каждого имелась богатая коллекция записей классической музыки на CD-дисках. Но по произведениям они практически не пересекались. Когда мы их объединили, у нас получилась огромная коллекция из нескольких сот дисков, покрывавшая практически все жанры и стили и, пользуясь которой, можно было бы организовать трансляции на каком-нибудь радио классической музыки.

Мы редко слушали записи дома и старались чаще выбираться на концерты. У нас было несколько любимых исполнителей. Однажды мы попали на знаменитые Декабрьские вечера на концерт квартета Бородина, в другой раз нам удалось попасть на концерт Башмета, на котором он исполнял альтовый концерт Шнитке. Это было незабываемо. Когда появилась дочка Даша, нам удавалось выбираться на концерты лишь изредка. Мы предпочитали камерный зал ММДМ, где часто давал концерты наш любимый пианист Михаил Лидский. Мы старались не пропускать ни одного его концерта.

Об отношениях музыки и Софьи можно ещё долго писать, но лучше мы дадим здесь слово самой Софье, как живому и полному источнику информации о самой себе.

Со старого сайта Софьи Владимировны: О музыке

Говорить о музыке могут немногие. Тем не менее, хочется. Если не можешь творить или даже играть, то почему-то кажется, что ты можешь говорить.

Для начала попытаемся понять, почему музыка? Почему, скажем, не живопись занимает значительную часть моей жизни, а именно музыка.

Музыка - искусство неуловимое и скоротечное. Ее нельзя зафиксировать в один данный момент, она растворяется и исчезает больше, чем что-либо другое, потому что она незрительна и она не статична. Ее нельзя увидеть. Это всего лишь звуковая галлюцинация, призрак, исчезающий и появляющийся по мановению волшебной палочки. Конечно, роль этой самой волшебной палочки вполне может играть современная техника. Что может быть проще, чем поставить любимый компакт? Но целиком, я подчеркиваю, целиком, ее зафиксировать невозможно никак иначе, чем в мозгу. Восприятие живописного произведения ограничено чисто физически радиусом видения. Мы видим только то, что может уместиться в поле нашего зрения и не больше. Но обычно этого вполне хватает. Восприятие музыкального произведения ограничено гораздо больше. Звуки не остаются нигде, кроме нашей памяти, прямо скажем, они исчезают, заменяясь другими. Тем не менее, мы воспринимаем музыку только тогда, когда воспринимаем звуки не по отдельности, а целостно. И чем больше мы можем пропустить через, условно говоря, свой мозг, тем, как мне кажется, ярче мы воспринимаем музыку.

Музыка, как, наверное, любое искусство, это большей частью эмоция. Впрочем, в плане эмоционального воздействия и восприятия я бы отдала музыке первое место. Хотя бы потому что она способна вызывать все другие виды творческой деятельности. Как ничто другое, она органично сочетается с живописью, словесностью, танцем, пением и даже молчанием. Поэтому мое изначальное противопоставление музыки живописи абсурдно.

И потом -- Вам знакомо ощущение запаха? Прошла женщина, и запах ее духов наполнил Вас такими яркими воспоминаниями, словно Вам показали картинку из прошлых лет? В первый момент вы даже не поймете, откуда пошли эти ассоциации. Это запах. Это может быть вкус любимого печенья, как у Марселя Пруста. Это может быть музыка.

Вы когда-нибудь сознательно ограничивали свой мир? Ограничивали свой круг общения, круг интересов до чего-нибудь одного? Словом, любили ли вы так сильно, что все остальное отходило на задний план? Неважно, что это было - человек или профессия, занятие или род деятельности. Думается, что никакое ограничение не может продолжаться слишком долго, рано или поздно, хочешь ты того или нет, ты выйдешь за его пределы и самое удивительное, что скорее всего с удовольствием вдохнешь аромат неизведанного. Если ты, конечно, еще жив.

Спортсмены, актеры, художники, музыканты.... Эти люди будоражат наше воображение. Но познакомившись поближе, не правда ли, иногда становится непонятно грустно. Он же на самом деле не так умен, как кажется из зрительного зала! Он, оказывается по-обывательски прост и примитивен. Никогда от него такого не ожидала! Он не читает книг! Да он просто необразован. Увы, очень часто это и есть следствие того, что они ограничиваются чем-то одним, тем, где они добиваются восхищающих нас высот. И возможно, не жертвуя всем остальным миром, они бы не восхитили нас своим искусством.

В моей жизни пару раз бывали такие ограничители. Самый простой и понятный вариант - это, конечно, человек, любовь к нему, или даже просто увлеченность. Когда все остальное перестает интересовать, а жизнь вращается вокруг одного и того же человека, которого можно познавать вечно и получать при этом удовольствие и радость познания.

Другое дело - музыка. Место любимого человека занимает музыка. И тогда... тогда кажется, что обратной дороги нет. Весь мир превращается в музыку и когда вам скажут, что есть что-то еще кроме нее, вы посмотрите удивленным взором на этого человека и только сможете пожать плечами в недоумении.

Видимо, это и отличает настоящего служителя муз от дилетантства - я из этого состояния научилась выходить, получая практически одинаковое удовольствие от вхождения в него и от вдохновения чего-то нового. Если бы было иначе, я бы в один прекрасный день воскликнула, как мой любимый Брамс: Мыслю только музыкой, если так пойдет дальше, я превращусь в аккорд и исчезну в облаках.

И напоследок выдержка из недавнего письма другу:

Вы никогда не ощущали на себе тупость и косность нашего мира? Нет, не человека в отдельности, а всего мира в целом, в массе, частью которого являемся мы с Вами.

Когда зависть или непонимание рождают сплетни, которыми пытаются задушить человека? Когда закрываются в своей клетке и разъяренно пытаются укусить любого, кто посмеет ее открыть? Когда не могут и не умеют слушать и мыслить, но при этом учат других, мучат других и считают себя самыми несчастными и самыми умными? И именно ЭТО правит нашим миром, а не что иное.

Это, конечно, еще Шекспир давно сказал - в том самом 66 сонете.

Снобизм? Нет. Я тоже часть этого мира, и иначе быть не может, я такое же его порождение как и все остальное.

Если ты это видишь, если ты это ощущаешь, если... то почему же не?

Потому что остается только любить музыку. Да, да , запереться в такой же клетке, но чуть более эстетичной, и быть такой же глухой ко всему остальному, как и все люди.

Фридерик Кемпф

Мы с Софьей очень интересовались конкурсом имени П.И.Чайковского в Москве. После присуждения пианисту Фридерику Кемпфу третьей премии и приза зрительских симпатий на этом конкурсе в 1998 году Софье с В.В. Шахиджаняном посчастливилось взять у него интервью (В.В Шахмджанян, собственно, брал интервью, а Софья переводила на английский вопросы Владимира Владимировича и ответы Фредди. Привожу его частично ниже.

Интервью с Фредериком Кемпфом (2000-й год)

Эта встреча состоялась неожиданно, хотя я знала о ней за полгода. Знакомьтесь - Фредерик Кемпф. Фредди, карьера которого началась в возрасте четырех лет. Так он и остался для всех почитателей его таланта - маленьким Фредди.

Кадр.

Фредди общается с переводчиком, не обращая внимания на фотографа.

Он говорит о Шумане. Как всегда открыто и искренне, на этот раз еще и страстно. Эта музыка ему близка. Эта музыка, к которой возвращаешься, которую хочется играть и играть.

"Карнавал" Шумана - первая запись Фредди, получившая самые высокие отзывы за рубежом. Отдавая дань своему родственнику Вильгельму Кемпфу, известному исполнителю Шумана, Фредди привносит в свою игру столько тонкости и лиричности, мягкости и в то же время силы и страстности, которая вообще свойственна романтизму. I am passionate, - говорит Кемпф. В этом смысле романтизм ему близок.

А значит мы будем слышать Шумана и на других концертах Фредди, которые, надеюсь, последуют.

Полный текст интервью Владимира Владимировича Шахиджаняна с Фредди Кемпфом, состоявшегося 24 октября 2000 года, можно прочитать здесь. Если у вас возникнут комментарии или замечания, они всегда приветствуются, потому что я принимала непосредственное участие в его публикации.

Из публикаций Софьи о музыке:

Интервью с Известным Человеком, которое он дал Человеку с Душой Корнгольда

Вашему вниманию предлагается интервью с Известным Человеком , которое он дал Человеку с Душой Корнгольда. Возможно Вам будет интересно. Итак, начинаем...

ИНТЕРВЬЮ

Об обходимости и необходимости лжи

или

Человек - существо хрупкое.

КОРРЕСПОНДЕНТ: Мне бы хотелось узнать Ваше мнение по двум вопросам, хотя признаюсь, что и свое собственное мне небезынтересно. Понятно, что если спросить как ты относишься к лицемерию безотносительно к условиям, то большинство ответят, что плохо. Но вот пример. Предположим, что человек болен. У него депрессия, он близок к самоубийству. Причина в том, что это молодой писатель и его никак не печатают в Центральном Журнале (ЦЖ). Родители хотят помочь сыну. Они уговаривают Редактора ЦЖ сказать сыну, что ВОЗМОЖНО они напечатают его творение. Не в ближайшем, конечно, номере (туда уже поздно), но в одном из следующих. Редактор прекрасно знает, что этого никогда не будет (молодой писатель хорош, но он сын человека, который давно-давно увел девушку Главного Редактора ЦЖ)... Ложь во спасение.

ЧЕЛОВЕК: У меня складывается очень плохое отношение к любой лжи. Этот пример показывает подавление симптомов, но не причин болезни. В результате лечения не происходит, а ситуация чревата серьезными осложнениями.

КОРРЕСПОНДЕНТ: И все же? Прошу прощения за настойчивость с интервью. Это опять во мне Корнгольд говорит. Люблю я, чтобы все было логично и рационально. Иногда.

ЧЕЛОВЕК: Что Вы, что Вы. Мне приятно общаться с Вами и вообще, я очень люблю давать интервью. Это моя вторая слабость. Это я благодарен Вам за предоставленную мне трибуну.

КОРРЕСПОНДЕНТ: Давайте на секунду отвлечемся и как всегда о другом, что совсем не относится к Вам и даже к теме нашего разговора, которую, если честно, подкинули мне Вы сами. А Вы пока можете попить чаю.

ЧЕЛОВЕК (смеется): Конечно, конечно.

КОРРЕСПОНДЕНТ: Согласитесь, что это тоже может быть интересно. Вы никогда не ощущали на себе тупость и косность нашего мира?

ЧЕЛОВЕК: Да на каждом шагу и везде. Просто привык к этому и не замечаю, воспринимаю это как обьективную реальность, как лужи и грязь, как снег и ветер.

КОРРЕСПОНДЕНТ: Нет, не человека в отдельности, а всего мира в целом, в массе, частью которого являемся мы с Вами.

ЧЕЛОВЕК: Дело в том что...

КОРРЕСПОНДЕНТ: Да, да, прошу Вас...

ЧЕЛОВЕК: О, нет, простите, мне сахара, если можно.

КОРРЕСПОНДЕНТ (раскачиваясь и растягивая слова): Когда зависть или непонимание рождают сплетни, которыми стараются задушить человека? Когда закрываются в своей клетке и разъяренно пытаются укусить любого, кто посмеет ее открыть? Когда не могут и не умеют слушать и мыслить, но при этом учат других, мучат других и считают себя самыми несчастными и самыми умными?

ЧЕЛОВЕК: Видите ли,...

КОРРЕСПОНДЕНТ: И именно ЭТО правит нашим миром, а не что иное. И даже то, что происходит в стране, это тоже все из этой серии. Это, конечно, еще Шекспир давно сказал - в том самом 66 сонете.

ЧЕЛОВЕК (смеется).

КОРРЕСПОНДЕНТ: Снобизм?

ЧЕЛОВЕК: Чаю хотите?

КОРРЕСПОНДЕНТ: Нет. Я тоже часть этого мира, и иначе быть не может, я же такое же его порождение как и все остальное. Если ты это видишь, если ты это ощущаешь, если... то почему же не?

ЧЕЛОВЕК: Ну, что Вам сказать...

КОРРЕСПОНДЕНТ: Потому что остается только любить музыку. Да, да , запереться в такой же клетке, но чуть более эстетичной, и быть такой же глухой ко всему остальному, как и все люди.

ЧЕЛОВЕК: Знаете, а Вы мне нравитесь!

КОРРЕСПОНДЕНТ: Это ответ на вопрос, почему я не смотрю телевизор, почему не читаю газет, читаю и смотрю фильмы о музыкантах. Вы его не задавали, но мне хотелось ответить. Мне также захотелось сказать, что ЭТО все равно проникает, как проникнет в любую клетку. Хамство, тупость, злость, зло, предательство, бессилие, ограниченность, слепота, лицемерие...

ЧЕЛОВЕК: Очень интересно! Вы совершенно правы. Я знаком с этими ощущениями.

КОРРЕСПОНДЕНТ: А теперь о Вас.

ЧЕЛОВЕК: Наконец-то!

КОРРЕСПОНДЕНТ: Ложь, причины... Все верно. В идеале. А в жизни нет абсолютной лжи и истинных причин. Все относительно. Вы пробовали говорить только правду?

ЧЕЛОВЕК: Урывками. Бывают ситуации, когда нужно не просто говорить только правду, а и говорить все, что относится к "делу".

КОРРЕСПОНДЕНТ: А не было такого, что вдруг потом понимали, что это была НЕправда. Вы ошиблись. Но человека-то уже не воротишь назад. Его боль не искупится Вашим заблуждением. Этакий Ставрогин из Достоевского получатеся. И ложь, и тем более правда, они относительны. До определенной степени, конечно.

ЧЕЛОВЕК: Длинный и сложный вопрос. Обо всем по порядку.

Во-первых. Думаю, что у нас разное понимание правды.

Давно разделяют понятия ПРАВДЫ и ИСТИНЫ. Правда есть понятие субьективное. Истина - понятие обьективное (еще говорят божественная, "что есть истина?", итд).

Потому в правду заложена возможность ошибки. Далее, ложь. Ложь - заведомо неверная информация. То есть на данный момент Вы имеете мнение одно, а говорите совсем другое.

Во-вторых. О том, что говорить. Я против лжи как инструмента решения проблем. Я за то, что бы либо говорить правду, либо недоговаривать. Поясняю. В том конкретном случае молодому автору было нужно дать лекарство в виде временной смены интереса. Нужно было переключить его на что-то, что не составляет причину его состояния и там простор для действий широк. Там возмжно давать ему надежды, но не необоснованные. Там нужно показать (что бы он заметил!), другие грани жизни. Привлечь его интерес к этой жизни за счет других граней жизни. Отвлечь от проблемы текущей. Это даст время его подсознанию разобраться и вредным эмоциям умереть естественной смерьтю (они короткоживущие).

КОРРЕСПОНДЕНТ: Это если удастся. Но если человек в депрессии и зациклен на этом журнале и публикации, попробуйте-ка показать ему другие грани. Да он рассмеется Вам в лицо. Ему не нужно ничего, кроме этой публикации, весь мир для него умер (это по собственному упрямому опыту).

ЧЕЛОВЕК: В-третьих: Не поймите меня неправильно - я вовсе не вижу все в черно-белом свете (я надеюсь :). Просто в данном конкретном примере эффектная ложь может и поможет .молодому автору. временно. Но правда станет очень скоро ясна и это, очень вероятно, ввергнет человека в еще большую депрессию. И выйти из нее будет еще труднее, и он уже не будет верить тем, кто обманул его в прошлый раз. Это ужасно - терять веру в кого-то.

КОРРЕСПОНДЕНТ: Про данный конкретный пример. Если человек на грани самоубийства, надо сделать все, что угодно, чтобы он жил. Только это имеет смысл. Вся ложь и правда вне человеческой жизни теряют всякий смысл. Если для этого надо соврать, ВРИ! Только будь уверен, что это поможет.

ЧЕЛОВЕК: Как можно быть уверенным, что ложь поможет? Ложь может помочь победить врага. Я не прикидываюсь, возможно, просто наивен. Ложь никогда не может помочь. Если ты решил оказать психологическую помощь, то ложью оказываешь медвежью услугу. Это значит ты не капли не психолог! Так проблемы не решаются! На сегодня, возможно, проблема решится. Но это пиррова победа. Победа ради эффекта, ради того, что бы сказать, мол вот какой я хороший, помог. И уйти. А близкие человека будут расхлебывать последствия долго. Нельзя быть с человеком, который расположен к депрессиям, и все время врать. Это станет привычкой, это приведет к катастрофе в отношениях и в личной жизни каждого в отдельности.

КОРРЕСПОНДЕНТ: Вы говорите: правда очень скоро станет ясна. Конечно! Замечательно, никто не против, наоборот, если ВЫ действительно озабочены судьбой этого молодого автора, Вы постараетесь сделать все, чтобы он это понял, осознал. Вы сделали главное - Вы выиграли время. За это время молодой автор, если он человек мыслящий, вполне может понять, что это по меньшей мере глупо - мыслить о самоубийстве, когда ты в расцвете сил, да еще и хочешь писать. Вы можете ему в этом помочь. Отнести рукопись в другой журнал, где не все так запущено. Раскрыть глаза на семейную ситуацию... Организовать встречу с Шахиджаняном, наконец, он поможет. :)) Шутка.

ЧЕЛОВЕК: Вы сказали: .. выиграли время. За это время молодой автор, если он человек мыслящий.. А если не мыслящий?

КОРРЕСПОНДЕНТ: Человек будет надеяться. А за это время может измениться жизнь, если, конечно, что-то для этого делать. Я не за ложь. Я за жизнь. За надежду. За то, чтобы действовать. Если для этого надо соврать, не вижу в этом ничего плохого. Можно поиграть. Игра не ложь. Игра есть игра. Я не за ложь как способ жизни, а за вынужденную неправду как залог жизни. Не думаю, что человек разочаруется в Вас из-за этой лжи.

ЧЕЛОВЕК: А если жизнь не изменится? Прямо ГИМН ЛЖИ.

КОРРЕСПОНДЕНТ: Вот это и есть задача тех, кто хочет ему помочь. Конечно, просто дав ему надежду и забыв, Вы сыграете отрицательую роль в его жизни. А если Вы дадите ему надежду на осуществление своей мечты и осуществите то, что ему действительно нужно, - положительную.

ЧЕЛОВЕК: Скажите, а Вы наверное часто врали в Вашей жизни?

КОРРЕСПОНДЕНТ: Я в своей жизни врала. Врала друзьям, зная, что правда будет больнее лжи. Потом говорила правду, когда чувствовала, что незнание правды больнее. Я до сих пор думаю, что это было правильно. Друзья, кстати, тоже. Иногда лушче соврать. Человек - существо хрупкое. Надо с ним осторожно. Я и правду тоже говорила в неподходящие моменты. До сих пор расхлебываю. Так что ... по-моему, скорее все беды от правды.

ЧЕЛОВЕК: Врать нужно уметь. Говорить правду тоже нужно уметь!!!

КОРРЕСПОНДЕНТ: Ну наконец-то !

Может, давайте о снобизме. Снобизм. Любое общение обогащает? Да, но общение по определению должно быть добровольным. Мне интересно только с тем, с кем я ХОЧУ общаться. Если это личность, замечательно. Если эта личность не любит музыку, это совершенно не важно. Главное, что речь не идет о клетке. Человек тебя слушает, реагирует, спорит, высказывается. Вот тогда это интересно, обоюдно. А если он заладил одно и то же и не слышит тебя, боюсь, меня это не обогащает. Мне лишь становится грустно и начинаются мысли, как были у меня в начале разговора.

ЧЕЛОВЕК: Люди такие разные! Любой человек интересен.

КОРРЕСПОНДЕНТ: Точно. Весь вопрос насколько долго.

ЧЕЛОВЕК: Возможно, я зря трачу время. Но мне кажется, что нужно лишь вглядеться. Если стало неинтересно, то нужно бросить. Это так.

КОРРЕСПОНДЕНТ: Я Вас поздравляю с выносливостью, терпением, выдержкой, самообладанием и стойкостью. Спасибо за интервью. Я Ваш друг, который если надо, соврет. Берегитесь!

ЧЕЛОВЕК: Спасибо за поздравления. Такого энергичного инетвью я не давал очень давно, с прошлой жизни. Я благодарен Вам, что Вы помогли мне лучше раскрыть себя самого. Мне было чертовски интересно болтать с Вами. Всегда готов ответить на Ваши высказывания. Ваш друг, который всегда недоговаривает.

***

Долгое время Софья вела на своём сайте рубрику «Музыкале».

Предлагалось по описанию угадать композитора и сообщить об этом ведущему рубрики.

Например, была такая загадка:

Он писал о себе так: «Я нахожу, что музыкальные идеи рождаются во мне с большей легкостью под влиянием определенных внемузыкальных впечатлений»

Неудачное исполнение Первой симфонии вызвало у композитора глубокую психическую травму.

К индивидуальным приметам его гармонического языка относятся замедленность функционального движения, склонность к длительному пребыванию в одной тональности, обилие сложных многотерцовых образований, нон- и ундецимаккордов, часто имеющих в большей степени красочное, фоническое, нежели функциональное значение.

Данью преклонения этого композитора перед гением Шопена стали вариации на тему его до-минорного прелюда.

Мало кто из композиторов достигал такого разнообразия нюансов в употреблении минора.

В первых трех частях его Первой сонаты, как и в «Фауст-симфонии» Листа, нашли отражения три главных образа гетевского «Фауста»: Фауст, Маргарита, Мефистофель.

А.И. Кандинский назвал один из его Концертов «подлинной симфонией для фортепиано с оркестром».

Если искать параллели этому композитору в литературе, то это, прежде всего, Чехов и Бунин.

Тоска одиночества, мечта о далеком несбыточном счастье – один из постоянных мотивов его творчества.

Он и К. Метнер написали романсы на одно и то же пушкинское стихотворение.

Л. Сабанеев называл его «интеллигентным нытиком», музыка которого отражает «трагическую беспомощность человека, лишенного силы воли».

Кого?

Или:

Сын швейцарского эмигранта, приехавшего во Францию.

Автор пяти симфоний.

Находил вдохновение в самых неожиданных вещах, например, в локомотиве поезда.

Был единомышленником Пуленка и Мильо.

Отличался потрясающей музыкальной гибкостью, легко меняя стиль сочинений.

После первых же сочинений его стали считать модернистом.

Одним из популярнейших произведений этого автора стала оратория, написанная в начале творческого пути.

Интересно, не глядя в календарь, кто первый Вам приходит на ум?

***

Король оперы, он был мастером оркестровки, Равель ставил его французским композиторам в пример.

Заканчивал оркестровку "Князя Игоря" .

Среди его учеников - И. Стравинский.

Много путешествовал по Америке и Европе, следуя фамильной традиции.

Его кумиром был М. Глинка.

Преподавал в консерватории Санкт-Петербурга, за поддержку студентов, участвовавших в политических событиях 1905 года, от преподавания был отстранен.

Автор трех симфоний, о которых сегодня вспоминают редко.

Воспевал национальную музыку, составил обширное собрание народных песен, что находило отражение в его музыке на протяжении всего творчества.

Иностранцы с легкостью отбрасывают последнюю часть его фамилии, а некоторые считают, что этим воспользовался и Михаил Булгаков.

Давайте вспомним о...

Двадцать один блестящий выпуск рубрики... Каждый из них – произведение искусства и шедевр.

Михаил Юрьевич Горшков

1107


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95