Владимир Владимирович Шахиджанян:
Добро пожаловать в спокойное место российского интернета для интеллигентных людей!
Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Музыкальный момент: в поисках лёгких путей

Что делать, если не получается?

Можно повторять одно и то же, пока не получится. А если всё равно не получится? Это сродни тому, что «биться головой о стену». Иногда удаётся таким образом сделать в стене дыру и в неё «пролезть». Но ведь может оказаться, что рядом дверь, её можно открыть и спокойно войти. И преодолеть стоящую перед тобой стену без травм.

 

На одном из сайтов, где предлагались уроки для самостоятельного обучения игре на фортепиано, я прочитала фразу: «Ну и что, что сразу не получится. Будете тренироваться и со временем почувствуете прогресс. Вы ведь не ищете лёгких путей!»

Я подумала – как раз эти пути и надо искать. Потому что если постоянно ошибаешься в одном и том же месте и не понимаешь почему, возникает ощущение непреодолимости, а от этого – собственной неспособности.

У меня сложилось два пути преодоления «не получается».

В-первых, очень важно не закреплять неудачу. Более того, эту самую неудачу хорошо бы обесценить. Иногда я, взяв неверную ноту, специально повторяю кусок в неправильном варианте, а потом ещё с какой-нибудь другой неправильностью – в другой тональности или ритмически изменив рисунок. Тогда ошибка теряет значимость, а правильное звучание обретает уверенность.

Во-вторых, надо попытаться посмотреть на ситуацию «посторонним взглядом», как будто у кого-то сидящего рядом не получается – так легче увидеть причину сложности и возможности её преодоления. Если сразу нет ясности, то лучше отложить трудный кусок и заняться чем-то другим, что доступно. Через какое-то время можно будет вернуться и понять, почувствовать, что мешает.

Тогда появятся идеи – как обойти преграду, и это может оказаться на самом деле просто.

Бывает так, что достаточно всего лишь разбить фразу на маленькие, но перевариваемые, то есть воспринимаемые, кусочки. Порой нужно дойти до 2-3 нот или одного аккорда. И когда с ними станет легко, то и целый кусок соберётся.

Иногда надо сместить акценты, чтобы услышать новую интонацию и в ней увидеть разрешение проблемы.

В некоторых случаях необходимо просто «навести порядок» – выделить главную долю в каждом такте, разобрать гармоническое движение.

Вообще, нужно дойти до момента, когда заведомо получается – каким бы медленным при этом ни был темп или каким бы упрощённым ни был текст.

Но самое интересное, когда обнаруживаешь, что дело не в нотах, не в ритме, и вообще не в тексте и не в технике как таковой – дело в какой-то внутренней преграде.

Тут и обычная неуверенность может стать стеной.

А уж сколько других качеств вот так прорывается наружу! И, кстати, совсем необязательно, чтобы это были какие-то отрицательные черты. Это просто черты характера, особенности реакций, которые в других ситуациях очень даже хороши. Трудности в занятиях – это всего лишь возможность о них узнать, их заметить и начать с ними считаться.

У меня одной из таких черт оказалось очень полезное в повседневной жизни умение держать в голове много разных вещей одновременно. Но в музыке нужна концентрация.  Вот и пришлось постепенно освобождаться от вторых и третьих планов в мыслях.

А ещё проявились особенности восприятия. Тоже раньше не обращала на это внимание. Оказалось, что воспринимаю большей частью эмоционально – не только музыку, но и увиденное, прочитанное, а факты как-то проходят мимо.

И тут же всплыла давняя история – как подтверждение.

Школа, урок истории, 4-й класс. Нам задали прочесть параграф о Бородинском сражении. И меня вызвали пересказать. Запомнилось – скачут кони, залп из орудий, дым, грохот. Я уверенно рассказала про «топот копыт и пыль столбом». А меня спросили что-то про правый и левый фланг. И я очень удивилась, потому что никаких флангов в тексте не заметила. И ещё больше удивилась, когда мне за ответ поставили «тройку».

Так и в музыке – меня всегда увлекало настроение, первое, может быть, поверхностное, впечатление, а факты – вплоть до тональности и размера – я не запоминала, как будто не замечала.

И вот – открытие! – дело не в плохой памяти, а в направленности взгляда! От этого и на душе легче, и действовать проще: нужно всего лишь останавливаться на деталях.

Таких открытий у меня было много – благо, трудности на пути к музыке встречались часто. Но как же интересно узнавать себя! И как легко становится, когда начинаешь себя понимать.

Алла Азарх,
учитель музыки

413


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95