Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Музыкальный момент: запомнить всё

Как осваивать и запоминать музыкальный текст

Моё возвращение к музыке происходило на фоне абсолютного незапоминания музыкального текста. То есть, я читала с листа, но, закрыв ноты, не могла повторить даже один такт.

 

Тем не менее, я обнаружила, что где-то внутри всё запоминается с первого раза: запоминают уши, и поэтому неправильно взятая нота режет слух, запоминают пальцы, и невольно тянутся к нужной ноте или оказываются на ней ещё до того, как перевернёшь страницу. Но всё это происходит случайно. А вот как осознанно воспроизвести текст, не глядя в ноты – причём не сыгранное однажды, а разучиваемое, многократно повторяемое, – было непонятно.

Потом стало проясняться – внутри нет основы, за которую можно было бы зацепиться. Вот и не запоминается – не цепляется. Как будто семена высыпали на утоптанную землю, а не в подготовленную почву. Так и лежат – не прорастают.

Почвой стала жизнь в музыке – в разнообразии дисциплин и знаний. И многократность повторений. Тут и механические проигрывания были на пользу – я невольно привыкала к звукам. Это было сродни тому, как привыкаешь к незнакомым людям, если оказываешься каждый день в одно и то же время в одном месте. Тогда из безликой толпы невольно выхватываешь примелькавшиеся лица, и со временем чужие становятся как будто знакомыми. Для меня знакомыми становились ноты, их сочетания, звуковые обороты.

Во время учёбы пьесы заучивались «автоматически»: вроде играю на память, но если остановиться в неожиданном месте или отвлечься, то теряюсь – «откуда и куда плыл корабль?» – и не могу продолжить. Я поначалу думала, что это только у меня происходят такие сбои. Удивилась, когда узнала, что и у тех, кого я считала профессиональными музыкантами, так бывает.

Мне рассказывали, что опытные учителя в произведениях ставят для учеников красные точки в начале смысловых кусков – чтобы они запоминали эти «начала» и могли, сбившись, продолжать исполнение от ближайшей «печки», то есть, точки.

Но это мне не подходило. Потому что хотелось не автоматизма, а глубокого проникновения, когда каждая нота имеет смысл, когда нет случайного, незамеченного.

После получения диплома появилась возможность учить не к сроку, наблюдать за тем, что и как запоминается.

Оказалось, трудные куски, резкие переходы запоминаются лучше. С одной стороны, с ними больше живёшь-занимаешься, с другой – эффект как от необычных имён, которые запоминаются из-за того, что выпадают из общего ряда привычных слуху.

Ещё оказалось, что вспоминая стихи, как будто настраиваешь память вообще, и то, что «не помещалось» в голове, вдруг начинает укладываться.

Но главное – иногда наступают моменты какого-то внутреннего прояснения, и тогда текст кажется простым и запоминается чуть ли не с первого взгляда.

Конечно, со временем находятся разные пути, чтобы «включить» запоминание музыкального текста. Иногда надо «опереться» на гармоническую основу, иногда выбрать небольшие смысловые фрагменты, иногда разделить голоса и услышать-запомнить мелодию каждого голоса.

Но всё-таки для меня остаётся загадкой – что мешает внутреннему неосознанному запоминанию проявляться? Как живущей в нас возможности стать нашим качеством?

Алла Азарх,
учитель музык

490


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95