Многие аналитики, наблюдатели и комментаторы считают, что в современной России нет свободы слова. Как же горько они заблуждаются! Именно в наше время в нашей стране достигнута самая полная свобода слова: можно говорить и писать все что угодно, никого и ничего не опасаясь.
Вот, например, не какой-нибудь хрен с горы, а сам руководитель политического департамента нашей крупнейшей партии «Единая Россия» Алексей Чадаев намедни написал на официальном партийном сайте буквально следующее: «Лозунг „Единая Россия“ — партия жуликов и воров» на самом деле сработал в плюс правящей партии. (...) Нормальным стереотипом общественного сознания считается гипотеза о том, что во власти сидят жулики и воры. Этот было свойственно любой стране и в любую эпоху. Тем самым для массового сознания сказать, что «Единая Россия» — партия жуликов и воров означает просто другим способом заявить, что «Единая Россия» — это партия власти. И таким образом подтвердить стереотип, на котором партия сама в первую очередь настаивает«.
Мне представляется, что в любой стране мира, даже в Ливии или, там, Уганде, функционер партии власти, официально провозгласивший: «Мы — жулики и воры и этим гордимся!», был бы немедленно отправлен в отставку. А затем, не исключено, стал бы объектом сурового товарищеского суда. И только в нынешней России, как мы видим, такие вещи остаются совершенно безнаказанными.
Следуя логике «едреного» идеолога, можно предположить, что на думские выборы-2011 единороссы пойдут, предварительно раскрыв перед лицом народа полную информацию о том, сколько и чего украдено — ими всеми, вместе взятыми. И тогда, видимо, конституционное большинство «ЕдРу» обеспечено.
Пользуясь случаем, как политтехнолог на пенсии, хотел бы порекомендовать «партии власти» расширить тандем «жулики—воры» до триады и пойти на выборы под лозунгом «Единая Россия» — партия жуликов, воров и дураков«. Тогда даже самые тупые поймут, что речь идет именно о партии, представляющей нынешнюю российскую власть.
Прошу прощения у читателя за избыточное внимание к малоизвестному персонажу, но пресловутый г-н Чадаев на днях отметился еще и прямой кавалерийской атакой на президента Дмитрия Медведева, которого «ЕдРо», по идее, должно считать полубогом. (Ибо полноценным богом партия считает другого человека.) В своем блоге партийный идеолог указал на провал ливийской политики Кремля: «Я считаю попытку кремлевских обитателей присоединиться к хору осуждающих Каддафи ошибкой, которая может стоить Медведеву политического будущего». И заодно атаковал средствами Twitter президентского помощника Аркадия Дворковича, поставив перед ним поистине гамлетовский вопрос: «В случае вооруженного мятежа в Москве что Вы посоветуете своему шефу — бежать или защищаться?»
Если это не свобода слова, то что же это?
Надо сказать, что в последнее время неслыханной в мировой истории свободой слова все чаще пользуется и Русская православная церковь Московского Патриархата (РПЦ МП). Например, легендарный о. Всеволод Чаплин, руководитель структуры с пикантным названием ОВЦО (Отдел по взаимоотношениям Церкви и общества), отточенным лезвием своего быстрого языка решительно прорвал международную изоляцию полковника Каддафи, одобрив его усилия по ракетно-бомбовому уничтожению собственного народа. «Кто знает, какой была бы сегодня Россия, если бы в феврале и октябре 1917 года власть достойно, как ей и подобает, отреагировала на действия мятежников?» — спросил нас священноначальник.
Нельзя не отметить, что воздух свободы сыграл с профессором Чаплиным злую шутку. Перед выступлением в поддержку Каддафи он забыл перелистать историю русской революции. А если бы перелистал, то вспомнил бы следующее.
Не надо думать, что последний российский император Николай II в феврале
И вполне резонно было задать каддафилюбивому священнику встречный вопрос: а где во время трагических событий 1917 года была Церковь? Могла ли она, старейшая опора русского народа и человека, предотвратить сползание страны в кровавый хаос? Ответ: нет. Потому что уже не обладала необходимым для спасительной миссии духовным авторитетом. Ни для элит, ни для народа. Утрата же авторитета стала следствием двух с лишним столетий огосударствления Церкви, ее фактического превращения в составную часть имперского аппарата. Сейчас РПЦ МП идет тем же путем — хочет огосударствиться. Причем добровольно. Разжигает пламя, в котором она уже один раз горела. Может быть, если бы у церковников было меньше свободы слова, у них нашлось бы время об этом подумать?
А пока они пользуются широчайшей свободой напропалую. Например, благочестивый иерей Александр Шумский откровенно высказался о свежей японской трагедии, объяснив православному люду, что страшная беда — трансцендентный ответ японским претензиям на исконно русские Южные Курилы. «Знаменательным, безусловно, является тот факт, что катастрофа в Японии произошла в дни Великого Поста. Практически все русские люди, в один голос, не сговариваясь, утверждают, что страшный природный катаклизм в Японии есть возмездие этой стране за оскорбление нашего Отечества. Все хорошо помнят, как после посещения Курильских островов российским президентом в Японии топтали его портреты... другим странам тоже есть над чем задуматься».
В общем, кто нас, нефтегазовых сирот, обидит, тот дня не проживет. Жестоковыйненько, зато честненько.
К иерею примкнула еще одна православная дама, журналистка, известная в качестве духовной дочери нар. арт. РФ Н.С.Михалкова. В своей газете, рассуждая о причинах японских землетрясений, унесших десятки тысяч жизней, она произнесла: «Унижать Россию не рекомендуется. Доказательства этого настолько впечатляющи, что оторопь берет. ...Тут не восторг, тут эмоциональная лихорадка, вызванная близостью чуда, явного и грозного».
Да. Еще, по словам этой дамы, и крушение самолета польского президента под Смоленском было актом помощи Российской Федерации со стороны высших сил.
Разве в нашей советской юности мы могли мечтать о такой свободе слова, ничем не стесненной и никакими рамками не ограничиваемой?
Да, многие вокруг свободно говорят, что современной России, наверное, и вправду чудовищно везет. И с Японией, и с Северной Африкой. Сейчас цены на нефть подскочат до $150 за баррель — а нам, как тут объявил министр финансов Алексей Кудрин, и $115 достаточно, чтобы закрыть дефицит федерального бюджета. Да и шальные иностранные деньги, убоявшись японских катаклизмов и арабских революций, многомиллиардными потоками ринутся к нам, в нашу абсолютно спокойную, вызывающе стабильную экономику. Куда же им еще деваться?
Но что-то мне подсказывает, что такое материальное везение может быть не от Бога. А в результате сделки с другим субъектом, известном в просторечии как дьявол.
А, собственно, что? Ведь, если подумать, именно дьявол остался главным положительным героем русской литературы советского периода. Воланд и Остап Бендер — вот две основные ипостаси этого героя. Один — настоящий сатана, другой — земной человек, вжившийся в роль и образ мелкого беса.
Эти герои стали образцами для тех, кто правит сегодня Россией. Остап, который хочет стать Воландом и почти верит, что это возможно, — вот идеальный представитель современной правящей элиты страны. Он же — гарант чудовищной свободы, обуявшей Россию в нулевые годы XXI века.
Так что если мы не можем обнаружить в сегодняшней России души — это неудивительно. Видимо, она отдана в залог долгого нефтегазового благополучия.
Как вы думаете, чем все это закончится?
Станислав Белковский