В наше время искусство — во многом явление социальное: может ли оно положительно влиять не только на среду обитания, но и на жизнь самих обитателей? Во всяком случае, это одна из целей множества проектов. Мы приводим лишь некоторые примеры: итак, что объединяет граффити Бэнкси, лондонских архитекторов и китайских художников?
Граффити Бэнкси и уэльский город Порт-Толбот
Одно из свежих граффити уличного художника Бэнкси, получившее название «С Рождеством», появилось в местечке Порт-Толбот в Уэльсе на одном из гаражей, принадлежавшем, как выяснилось позже, жителю города Йену Льюису. Если посмотреть на рисунок с одной стороны, то мы увидим ребенка, ловящего снежинки языком, но если немного изменить точку зрения и заглянуть за угол постройки, то окажется, что на мальчика сыпется вовсе не снег, а пепел. Это изображение посвящено самой главной проблеме Порт-Толбота: местный сталелитейный завод настолько загрязняет окружающую среду, что и летом черный пепел покрывает дома и машины в округе.
То, что граффити было создано Бэнкси, не подлежит сомнению, ведь художник подтвердил свое авторство, выложив видео с рисунком на своей страничке в Instagram.
Далее события развивались необычным образом для привыкшего к тихому и спокойному существованию населения Порт-Толбота: сюда начало приезжать множество поклонников творчества Бэнкси. С момента появления граффити его увидели около 20 тысяч туристов, и, по словам Йена Льюиса, иногда люди прибывают в Уэльс из таких отдаленных мест, как Австралия. Благодаря этому жизнь в городке оживилась, а самые предприимчивые его жители начали выпускать сувениры с репродукциями в одночасье ставшего знаменитым изображения. Чтобы оригинальный рисунок не повредили вандалы, его даже начали охранять: сначала в этом деле владельцу гаража помогали местные власти, а затем охрану оплатил британский актер Майкл Шин, когда-то учившийся в колледже Порт-Толбота.
«Я думаю, что весь город влюбился в него [это граффити], мне кажется, оно нравится всем, и было бы позором вывозить его из этого района. Мне поступало много предложений, было множество вариантов у людей, желающих купить его [рисунок]. Среди них были коллекционеры искусства, дилеры, обычная публика — те, кто желали увезти его отсюда», — признается Йен Льюис.
В итоге хозяин гаража все-таки нашел человека, обещающего в ближайшее два-три года экспозиционировать изображение именно в Порт-Толботе. Им стал эксперт по творчеству Бэнкси из Эссекса Джон Брандлер, купивший работу «С Рождеством» более чем за 100 тысяч фунтов стерлингов (ок. 130 тыс. долларов). Интересно, что новый владелец впервые увидел свое приобретение воочию только после покупки. Что же он собирается с ним делать?
Помимо того, что Брандлер планирует в ближайшее время оставлять рисунок в Порт-Толботе, он уверяет, что увидеть его, как и раньше, сможет каждый желающий. Свои последующие шаги он намеревается обсудить с правлением Уэльса, городскими чиновниками и Льюисом.
«Велика вероятность того, что оно [изображение] будет перемещено из гаража в местный шоппинг-центр», — утверждает новый владелец рисунка.
Покупатель надеется, что в город удастся привезти другие работы Бэнкси и произведения других известных уличных художников, чтобы устроить оригинальную экспозицию и подать молодым людям пример создания подобных граффити. Также Брандлер ведет переговоры с благотворительной организацией, занимающейся обучением бездомных людей: он планирует открыть кафе около места, где будет находиться изображение, и привлечь подопечных организации к работе в новом заведении.
По словам Джона Брандлера, «С Рождеством» — не самая ценная работа Бэнкси, но точно одна из самых сильных. Надеемся, этот рисунок может действительно послужить импульсом для позитивных перемен в Порт-Толботе.
Архитектурная группа Assemble и Ливерпуль
В последнее время на социальную значимость работ обращают внимание и престижные художественные премии: так, в 2015 году британскую Премию Тернера (The Turner Prize) — одну из самых престижных в мире премий в области современного искусства — вручили архитекторам Assemble за преображение района Ливерпуля. Что же удалось сделать этой команде, чтобы выиграть награду, которую до этого ни разу не вручали ни архитекторам, ни создателям социальных проектов?
Они преобразовали заброшенный район Ливерпуля, понемногу превращавшийся в настоящие трущобы, сделав из него настоящее произведение искусства, создав пространства, в которых люди могут не только комфортно жить и работать, но и создавать и продавать креативный «эксклюзив» благодаря предусмотренным архитекторами мастерским.
Помимо несомненного социального значения проекта, сам по себе новый дизайн преображенных пространств также впечатляет — в том числе и идейной стороной. Команда Assemble использовала весьма «бюджетные», порой даже бросовые материалы, и превращала развалины в квартиры, достойные обложки любого журнала по дизайну. Такие, в которых действительно хочется жить.
Мастера репродукций и китайская деревня Дафен
А вот влияние творчества на жизнь обитателей китайской деревни художников Дафен (на самом деле это не деревня, а пригород населенного пункта Буджи) можно считать процессом «от обратного». Еще в 1990-х годов предприниматель Хуан Цзян (Huang Jiang) нанял 20 молодых художников, которые поселились в этом районе и начали зарабатывать созданием бесчисленных копий знаменитых полотен классиков масляными красками. Такие репродукции быстро стали популярными, ведь выглядят они гораздо лучше напечатанных постеров. Число мастеров, живших и творивших в Дафене, стремительно росло. Теперь там трудится более пяти тысяч человек, каждый год создающих около пяти миллионов работ-копий.
Дальше благодаря распространившейся славе «деревни» современные художники стали творчески переосмысливать ее феномен: так, они создали в Дафене музей, в котором, в основном, представлены оригинальные работы сегодняшних деятелей искусства Китая, а в 2006 году художник Лю Дин (Liu Ding) пригласил некоторых из них участвовать в Триеннале Гуанчжоу с перфомансом, во время которого каждый мастер создавал копию одного и того же пейзажа. Процесс копирования стал сам по себе произведением современного искусства! Да и вся колония художников-копиистов, заполнив один китайский район и не занятую до того нишу на арт-рынке, также стала необычным культурным явлением.
А теперь самое интересное — о переменах. Художники и их труд сделали Дафен туристической и культурной достопримечательностью Китая. И резкое снижение зарубежных заказов побудило местное правительство приступить к осуществлению плана по превращению Дафена в производителя оригинальных произведений.
Чтобы привлечь истинных творцов-художников, Дафен инвестировал 100 миллионов юаней (около 14 млн. долларов) в художественный музей и построил 268 квартир для художников. Сейчас в Дафене живут уже 300 мастеров, специализирующихся на оригинальных работах. Впрочем, один из них, Чэнь Цзиянь, художник, воплощающий исключительно собственные сюжеты (на фото), не очень оптимистично смотрит в будущее: «Крупные покупатели знают, что наш рынок славится лишь копиями, и это рынок низкого уровня. Поэтому не многие приезжают сюда за оригинальными картинами». Что ж, пока что действительно так. Но, как говорится, «дело двинулось», деньги — в деле.
Элина Багмет
Источник