Иду по парку. Утро. Весна. Зелень. Птицы. Ко мне спиной сидит сгорбленный дедушка, что-то бормочет. Сочувствую, думаю: старость, болезнь, одиночество, разговаривает сам с собой. Подхожу ближе – оказывается, что сгорблен он над планшетом, а разговаривает по скайпу. Видимо, с внучкой. А может, и с правнучкой, судя по его преклонному возрасту.
– Ты с кем вчера играла? С мишкой?
Отвечает радостный, совсем детский голос – девочке года три, не больше. Дедушка в парке, находясь в другом городе или даже другой стране, разговаривает со своими близкими. Об этом невозможно было помыслить во времена не только его молодости, даже зрелости.
А его правнучка уже родилась в мире, где мобильная связь и интернет есть практически у всех. Так незаметно, но кардинально изменились наша жизнь и наши возможности. Многое стало иным.
Мы живем в мире, где школьники снисходительно предлагают своим матерям «зайти с другого браузера», не осознавая, что для них эти слова все равно что китайский язык. Родители с трудом осваивают «Яндекс.Карты» – у их ребенка в телефоне около пятидесяти приложений, и всеми он активно пользуется.
Я часто слышу от взрослых: гаджеты – зло, они отнимают у нас детей. Нужно контролировать, забирать, перестать их покупать. Давайте, говорят они, вернем детям прятки, вышибалы или даже лапту. Детям нужны свежий воздух, общение и подвижные игры. С этим мне, психологу, трудно поспорить.
Ребенок, уткнувшийся в телефон и играющий только в компьютерные игры, общающийся исключительно в социальных сетях, вызывает закономерную тревогу и у близких, и у специалистов.
Отнимать у детей возможности, которые им предлагает мир компьютерных и иных современных технологий, – отнимать их уверенность в будущем
Много раз наблюдала на консультациях: жалобы на уход в виртуальную реальность – лишь способ проявить семейную или личную психологическую проблему. Проще обвинить во всем гаджеты, чем задать вопрос: почему мой ребенок или муж предпочитает виртуальность миру вокруг: семье, школе, работе, друзьям?
Неужели смартфоны и Сеть способны «забрать» у нас детей? Не думаю. Гаджет – это средство. От нас зависит, чем он будет: средством связи, игрушкой, способом наградить или наказать, уходом от реальности. И потом: научить детей обращаться не только с компьютером, но и с реальностью – разве не задача родителей?
Отнимать у детей возможности, которые им предлагает мир компьютерных и иных современных технологий, – отнимать их уверенность в будущем, которое активно использует виртуальность и технологии. И намеревается делать это дальше. Значительно труднее предложить им интересную и насыщенную жизнь в реальной семье и школе.
Нам некогда, у нас много взрослых задач. У многих не получается ходить с детьми в походы, организовывать их живую игру с другими детьми. Часто мы даже не знаем, о чем с ними разговаривать. Раньше родители «боролись» с желанием детей пропадать на улице, теперь борются за возможность детей играть по-настоящему, да еще на свежем воздухе.
Неужели, если мы будем настаивать на том, что все в нашем прошлом должно перейти по наследству детям, они откажутся от того, что предлагает им настоящее и будущее?
Если с вашей помощью им есть чем наполнить жизнь, вряд ли они будут выбирать виртуальность. Для таких детей гаджет будет лишь средством связи, небольшим отдыхом и средством общения.
В виртуальном мире те же ловушки, опасности и возможности, что и в реальном. Там могут обмануть, использовать, смошенничать, но могут и научить, помочь, облегчить жизнь, решить проблемы. Есть общие правила безопасности, о которых стоит рассказать детям, чтобы уберечь их от вредного и опасного – как в реальном мире, так и в виртуальном.
Всегда были представители старшего поколения, которые укоряли молодых: «Вот в наши времена ...» Неужели, если мы будем настаивать на том, что все в нашем прошлом должно перейти по наследству детям, они откажутся от того, что предлагает им настоящее и будущее?
Поддержание традиций – важная часть работы любого уходящего поколения. Но молодежь интересуется новым и прогрессивным – иногда активно отвергая все старое и консервативное. Они быстро осваивают будущее, и либо мы будем рядом с ними учиться новому и предлагать, а не навязывать проверенное старое, либо разрыв между поколениями будет лишь увеличиваться.
В попытках отрицать прогресс старшее поколение становится все более недовольным и одиноким, ибо прогресс, как и будущее, не остановить – его можно только принять, изучить и пользоваться. Пока наши дети рядом, они научат.
Ирина Млодик