Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Мы формируем вкусы…

Государственный музей А.С. Пушкина был открыт 6 июля 1961 года в годовщину поэта в старинной московской усадьбе, что на углу Пречистенки и Хрущевского переулка. И как в детстве знакомство с творчеством Пушкина начинается со сказок «о рыбаке о рыбке», «о царе Салтане», так и знакомство с пушкинской Москвой начинается именно отсюда — с Пречистенки, 12.

На этой улице и соседних с ней переулках немало мест, куда любил захаживать Пушкин. Это дома В.А. Всеволжского, И.А. Нарышкина (дяди Н.Н..Гончаровой), П.В. Нащокина. А вот о том, бывал ли поэт в усадьбе, где ныне расположился его музей, никаких документальных свидетельств не сохранилось. «Хотя, — вступится за честь своего музея его сотрудник, — эта усадьба в пушкинскую эпоху принадлежала гвардии прапорщику А.П. Хрущеву. Он был хлебосольным хозяином, любил устраивать балы. Вполне возможно, что и Пушкин их посещал… В экспозиции вещей поэта немного, мы представляем Пушкина и его эпоху». Так оно и есть. Посетители почти сразу погружаются в атмосферу пушкинской поры, увлеченные экспозицией, где вещи — книги, рукописи, предметы старины, произведения искусства — расскажу сами, без помощи экскурсовода, о том времени, когда жил великий поэт.

Казалось бы, Государственный музей А.С. Пушкина знают все. Но сегодня, как, впрочем, и во все времена, молодежь ругают — мол, книжки она не читает, культурой и искусством не интересуется. Я решила провести эксперимент и выяснить, знает ли народ, где находится музей — ведь если знают, значит, бывали в нем, значит, все-таки читают книжки, а если и не бывали, то обязательно сходят. С вопросом: «Как пройти в музей Пушкина?» я приставала к молодым людям и девушкам, идущим мне навстречу по Пречистенке к Гоголевскому бульвару.

Первым откликнулся молодой человек, который уверенно и четко объяснил мне дорогу. Следующие две девушки, посовещавшись, любезно рассказали как пройти… к Музею изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, что на Волхонке.

Еще раз попытала счастья, обратившись с тем же вопросом к молодой и, видимо, очень влюбленной паре. Но молодые люди ответить ничего не успели — быстрее среагировала неожиданно оказавшаяся рядом интеллигентная бабушка. Она очень подробно описала дорогу, а потом то ли усомнившись в моей понятливости, то ли испугавшись, что расхочу идти, проводила меня чуть не до дверей музея.

О результатах своего экспресс-исследования я рассказала директору музея А.С. Пушкина Е.А. Богатыреву. На что Евгений Анатольевич вполне серьезно ответил, что сотрудники музея и сами регулярно проводят такие «эксперименты».

— Что касается ухода человека от книги, чтения, то мы как работники литературного музея заметили эту тревожную тенденцию давно. И появилась она не вчера, а намного раньше — в середине 80-х годов. Причину все знают — компьютер, телевидение и колоссальная нехватка времени. Мы много говорим на эту тему, и люди сейчас, к счастью, возвращаются к книгам. Но при этом проводят селекцию, отметая огромное количество информации, которое, по большому счету, и не нужно человеку.

Ведь для чего мы открываем книгу? Для того чтобы чему-то научиться, что-то познать. Тема общения человека с книгой остается, и, будем надеяться, останется. Литературный музей — хранитель этой традиции. И возращение к книге, к первоисточнику, происходит и благодаря нам тоже.

В музее обширная и насыщенная программа работы с детьми. Мы организуем детские праздники, концерты, экскурсии. И я совершенно уверен, что детишки, которые проводят здесь время с утра до вечера, придя домой, сами потянутся к книжке или попросят родителей что-то им прочитать. Да и не только в ребенке, в любом нашем посетителе что-то неуловимо изменится после посещения музея.

Рано или поздно он откроет книгу Пушкина или о Пушкине, о декабристах и о той эпохе или просто путеводитель по Москве. Это и есть выполнение нашей задачи, задачи любого литературного музея. А потом… вода камень точит. Нам удалось построить программу таким образом, что посетители снова и снова возвращаются сюда, в Московский Дом Пушкина.

— Да, всю экспозицию музея за один день не осмотришь…

— И это тоже. Но у нас жизнь не стоит на месте. Помимо основной экспозиции мы делаем около сорока выставок в год. В музее постоянно происходит что-то яркое, необычное. Вот, например, прошла выставка, посвященная Моцарту. Думаю, не нужно объяснять, почему она прошла именно в нашем музее и как связаны Пушкин и Моцарт. Выставка уникальна. У посетителей появилась возможность впервые познакомиться с материалами о Моцарте, которые хранятся в стране. Вряд ли когда-нибудь еще можно будет увидеть собранные воедино портреты, автографы, свидетельства современников, виды тех мест, где бывал Моцарт.

Образованный человек придет к нам, чтобы узнать о Пушкине и его эпохе больше, чем дается в школьной или институтской программе. Я застал время, когда в музей приходили такие «киты» отечественной культуры как Сергей Бондарчук, Михаил Козаков, чтобы собрать материал к кинолентам. Они много времени проводили здесь, были дружны с нами, часами общались с сотрудниками, которые собирали для них массу материала по нужной теме.

Они изучали, внедрялись в материал, боясь допустить хоть малейшую ошибку, историческую неточность в своих произведениях. Сегодня же телевидение грешит тем, что часто выпускает на экраны низкокачественные «продукты», в том числе на исторические темы.

Дождались наши домохозяйки сериалов! Но ведь люди уже не хотят их смотреть. Не удовлетворившись тем, что они получают от телевидения, люди все чаще открывают книжку, чтобы прильнуть к первоисточнику.

— А что касается основной экспозиции. В чем ее уникальность?

— Экспозиция называется «Пушкин и его эпоха». Ведь если музей посвящен той или иной личности, здесь все должно быть посвящено ее жизни и творчеству. Мы же сделали иначе — через эпоху, время «выстроили» рассказ, который сопровождается предметами. И это получилось. Но мы и сами не знали, насколько точным это оказалось попаданием.

Например, есть монографические музеи, которые, рассказывая о человеке, используют три-четыре основных вида материалов. Это рукопись, книга, портрет и какие-то мемориальные предметы, хотя как раз их, если мы говорим о XVIII или XIX веках, как правило, не остается. Такие музеи, несмотря на значимость личности писателя или поэта, которому они посвящены, порой оказываются неинтересными и скучными. Поэтому для нас было очень важно собирать именно предметы эпохи.

Вообще многие посетители признаются, что идут в музей не только для того что узнать новое о Пушкине, но и просто полюбоваться старинной усадьбой, ее удивительно красивой и стройной внутренней планировкой, уютными залами. Мы этому только рады — так, рассказывая о Пушкине мы говорим о прекрасном и возвышенном — о том, что, по большому счету, и делает человека личностью.

Александр Зиновьевич Крейн, первый директор и основатель нашего музея, был великим человеком. Я часто его вспоминаю. Он настолько точно продумал, как жить его детищу, что сделал из музея, не имевшего в начале своей истории достойной коллекции, настоящий культурный центр. Это было новым словом в музейном деле.

— У Крейна также была идея ухода от тематической экспозиции к коллекционной. То есть ему хотелось показать ее так, как она представлена в запасниках музея.

— Показать коллекцию — заманчивая мысль. Но, представляя именно такую экспозицию, мы уходим от темы Пушкина и его творчества. Не будь мы литературным музеем, наверное, такая форма показа была бы естественнее.

Идея Александра Зиновьевича все же претворилась в жизнь, но именно в виде открытых хранений в нашем депозитарии. У нас сегодня десять открытых хранений. Это библиотека И.Н. Розанова, коллекция П.В. Губара. Кстати, коллекция Губара сейчас готовится к показу на большой выставке в Петербурге.

— Музеи всегда так дружны с коллекционерами?

— Раньше наш музей получал много предметов от коллекционеров. Александр Зиновьевич до последнего дня исследовал феномен дарителя. Друзья-дарители есть в каждом музее. Впервые об этих уникальных людях заговорил именно Крейн. Они и сделали музей — наша коллекция на одну треть состоит из даров. Не будь дарителей, экспозиция была бы совершенно другой. Вот, например, у нас прошла выставка Я.Г. Зака. Яков Григорьевич — эталон коллекционера. Собирая все о Пушкине в графике, он стал известным специалистом-пушкинистом.

Сегодня ситуация меняется — коллекционеры стали совсем другими. Те из них, которые собирают крупные произведения искусства, думаю, даже в музей не ходят. Они собирают вещи, чтобы обустроить свои виллы, дворцы. Причем не сами это делают, а нанимают дилеров, искусствоведов, которые подбирают им предметы искусства.

— Но, может быть, у музея появились новые друзья?

— Мы очень дружны сейчас с владельцами антикварных магазинов, вернее, с некоторыми из них. Они часто передают в дар музею интересные нам предметы. Вот недавно владелец антикварного магазина в Петербурге (я довольно давно с ним дружу) подарил музею портрет И. И. Барятинского — современника Пушкина. Иван Иванович был выдающимся деятелем политики и культуры, Пушкин знал о нем.

Для нас портрет важен еще и тем, что отец И.И. Барятинского бывал в этом доме. Так что мы получили очень ценный дар. И потом… это работа замечательного скульптора и живописца Х. Рауха.

— Мне казалось, о Пушкине уже сказано и собрано абсолютно все. Но возможно ли создание еще одного музея Пушкина, например, в пику вашему?

— Конечно. Пушкинская тема неисчерпаема. Только почему же «в пику»? Вместе с нашим музеем. Когда нам пишут из школ, в которых собираются открыть музей или уголок Пушкина, мы всегда стараемся помочь, выслать какие-то материалы. Мы поддерживаем такие начинания. Это наши люди — продолжение нашего музея. И нам сегодня как никогда очень важно работать вместе.

Конечно, Пушкинский музей никто не закроет. Но важность музеев вообще до сих пор не вполне оценена многими представителями власти. Административная реформа в бюджетной сфере не учитывает специфику музейной деятельности. Это вам не торгово-развлекательные точки, мы формируем вкусы людей. И, как бы мы ни боялись сегодня этого слова, воспитание — не отголосок прошлой эпохи. Воспитание было необходимо людям всегда, начиная с античности.

За пятнадцать лет сложнейшей работы, в тяжелых условиях, в период перестройки, когда вокруг нищета, музеи России смогли доказать обществу свою необходимость, жизнестойкость. Да, может быть, нам не всегда хватает средств на внедрение новых технологий, на оснащение музея современными техническими средствами. Но по опыту живого общения с людьми мы впереди планеты всей.

— В вашем музее работает много молодежи. Что их привлекает в профессии музейщика?

— Необыкновенно интересное дело. Я считаю себя счастливым человеком. Мне не хотелось бы менять свою судьбу. Работа в музее — основная часть моей жизни. То, что к нам приходит работать молодежь, просто здорово. Любой молодой человек стремится сделать карьеру, реализовать себя. А в музее и такая возможность есть, только нужно найти свой путь. Среди музейщиков есть такая штатная примета — если молодой человек проработал три-пять лет и вдруг решил поменять профессию, — как правило, он уходит навсегда. Но если он в музее остается более пяти лет — значит, будьте уверены, всю свою профессиональную жизнь будет служить своему музею и обязательно станет одним из таких специалистов, о которых Д.С. Лихачев сказал как о «последних святых на Руси».

Дарья Чаликова

741


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95