Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Мышкины слёзы

Как мы уже выяснили, написание книги как источник заработка является оправданным в случае, если гонорар составит порядка 170 тысяч рублей. Речь идет, напомню, о книге объёмом около 400 тысяч знаков и авторе с производительностью 5 тысяч знаков за рабочий день. Это относится к книге совершенно любого содержания, — будь то художественный роман, научная монография или руководство по бизнесу. На практике при издании на бумаге типичный гонорар не слишком раскрученного автора составляет порядка 17 тысяч рублей — т.е. в 10 раз меньше. Попробуем разобраться, — исправит ли ситуацию электронное книгоиздание? Разумеется, мы будем говорить о сегодняшних российских реалиях.

На данный момент практически единственным доступным инструментом для продажи книг в электронной форме является сайт «Литрес» (назвать его «электронной библиотекой» у меня, все же, не повернётся язык, — это, по сути, электронный книжный магазин). Практически любые попытки продавать электронную книгу иным путем или, тем более, самостоятельно — являются маргинальными и несерьёзными.

Большая часть ассортимента «Литреса» представляет собой электронные версии книг, уже изданных на бумаге. Они продаются на основании договоров с соответствующими издательствами и, вообще говоря, нас не интересуют. Нам интересны произведения, предложенные «Литресу» непосредственно их авторами.

Такой автор получает 33% суммы, вырученной с продаж его произведения (по сравнению с бумажной публикацией это очень недурно, — там, напоминаю, типичная ставка составляет 7% от оптовой стоимости тиража; вдобавок, в данном случае процент берется не от оптовой, а от конечной цены, которую платит покупатель). Цена продажи может быть, в принципе, установлена автором, — однако чаще это делает уполномоченный сотрудник «Литреса». Второй вариант, вероятно, является более предпочтительным, — ведь компания заинтересована в максимизации прибыли и, базируясь на своем обширном опыте, будет устанавливать такие цены, чтобы как можно значительнее увеличить объём продаж.

Теперь посмотрим на цены в этом сетевом книжном супермаркете. Они начинаются приблизительно от 20 рублей за экземпляр для не слишком популярных изданий с учетом скидок и акций, — но это лежалый товар, мы его рассматривать не будем. Роман Донцовой на «Литресе» можно купить за 36,82 рубля; учебное пособие по информационному праву — за 35,70 рубля в рамках акции (без акции цена составляла 51 рубль); в разделе деловой литературы стандартные цены составляют 85 — 129 рублей. Иначе говоря, в зависимости от жанра и конъюнктуры, автор получит от 12 до 43 рублей с каждого проданного экземпляра, — что намного приятнее по сравнению с типовыми 3,5 рублями при бумажном книгоиздании.

Однако благосостояние автора при этом напрямую зависит от числа проданных экземпляров, — как у нас обстоят дела с электронной книготорговлей? Некоторую информацию, касающуюся продаж «Литреса», любезно предоставил Олег Колесников. По его словам, бестселлеры магазина уходят за время пика продаж в количестве 1000 — 2000 экземпляров. Иначе говоря, если вы написали такой бестселлер, и он при этом продается по цене 129 рублей, — есть шанс заработать 86 тысяч. Сумма приличная, — хотя до искомых 170 тысяч рублей не дотягивает вдвое. Однако в данном случае мы взяли наиболее лакомый — и наименее сбыточный вариант. Основная масса беллетристики предлагается на «Литресе» по ценам порядка 35 — 40 рублей, и даже бестселлер принесет автору при этом всего лишь около 25 тысяч рублей, что недалеко ушло от бумажного книгоиздательства. Но авторы бестселлеров неплохо ощущают себя при любом способе издания, — те же Донцова или, например, Лукьяненко отнюдь не бедствуют. А как обстоят дела с основной массой произведений? По словам Колесникова, основная часть книг уходит в количествах 100 — 200 экземпляров, что даже в случае высокой продажной цены (для специальной литературы) принесёт автору, скорее, моральное удовлетворение.

Самое же печальное заключается в том, что хорошо продаются на «Литресе» электронные версии бумажных книг. Появление книги на полках обыкновенных книжных магазинов играет роль рекламной кампании даже в том случае, если издательство не особо тратилось на продвижение нового продукта. (Тут надо в скобках отметить, что в этом случае отчисления от электронных продаж далеко не обязательно достигают автора, — все зависит от содержания авторского договора, заключенного с издательством.) Электронный же «самотёк» продается довольно скромно, что и неудивительно — прежде чем найти и купить книгу, потенциальный читатель должен узнать о самом факте её существования, да ещё и убедиться, что она ему нужна. А фанатов, перерывающих груды новинок в поисках жемчужного зерна, не так уж много, и погоды они не делают. Сарафанное радио может оказаться эффективным каналом продвижения, но ему нужен достаточно сильный начальный толчок: чтобы порекомендовать кому-то понравившуюся книгу, человек должен сначала сам её прочитать. В какой-то степени проблему может решить бесплатная рассылка автором текста лидерам мнений в надежде, что они потратят время на прочтение и не поленятся черкнуть о прочитанном пару строк в своих блогах, — но на температуру в целом по больнице это вряд ли повлияет. Вдобавок, этот способ ограниченно годен для малотиражной специальной литературы: лидеры мнений в профессиональном сообществе, получившие текст бесплатно, составят изрядную долю потенциальных читателей, и может получиться так, что, при всех позитивных оценках, продавать книгу будет уже некому.

В общем, без грамотно организованной рекламной кампании издаваться чисто электронным способом для автора окажется ещё менее доходно, чем публиковаться на бумаге. А успешная реклама требует умения либо денег, а лучше — и того, и другого. В обыденной «бумажной» жизни этим занимаются издательства, успевшие накопить немалый опыт такого рода деятельности. Автору-одиночке же, — если он не является хорошо раскрученной знаменитостью, чью каждую новую книгу ждут ещё до того, как она написана, — приходится уповать только на собственные скромные силы. Как правило — безуспешно. Вот и получаются мышкины слезы.

Александр Милицкий

computerra.ru

841


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95