Взрослые будто потеряли дар связной речи. Дети же говорят с миром так же, как и тридцать, сорок лет назад — обстоятельно, бережно, тихо
Всем знакомый рефрен наших взрослых сетований: нынешние дети страшно изменились, мы такими не были, они другие, иные. Об этом говорят родители и бабушки, учителя и воспитатели. И никто не знает, что делать с этой инакостью и откуда она взялась — от технологических ли перемен, от глобального потепления, от новых продуктов… Но если оставить в стороне эти модные разговоры и всерьез задуматься, то после невеселых размышлений придется признать: это мы, взрослые, радикально изменились.
Наше внутреннее зрение настолько померкло и сузилось, что чаще всего мы смотрим на детей как на воплощение наших проблем. Наш мозг, привыкший к неустанному прокручиванию оптимальных вариантов, наталкиваясь на детей, начинает перегреваться и выдавать нам столь же беспомощные, сколь и глупые соображения: дети неправильные, непонятные, непредсказуемые…
А все это относится лишь к нам самим, но не к детям. Это мир взрослых уплыл, как оторвавшаяся льдина, а дети остались там, где прилично находиться ребенку — на берегу детства. Это у нас земля ушла
Это даже по детской литературе видно. Язык, темы, жанры — все зашаталось. Взрослые будто потеряли дар связной речи. Дети же говорят с миром так же, как сорок лет назад — обстоятельно, бережно, тихо.
Если посмотреть на такой чуткий барометр детства, как сказка, то нельзя не увидеть, что дети, к счастью, остались детьми. Сказки, написанные детьми
Как это ни покажется странным, но мир детства оказался духовно устойчивее мира взрослых. Он сохранил то, что социологи называют базовыми ценностями.
Сказки нынешних малышей абсолютно созвучны сказкам советских детей (и в этом смысле наше детство прекрасно аукается с детством наших детей и внуков!). И в тех и в других почти всегда — открытый финал, таинственная недоговоренность. Текст завершается будто бы ничем — тающим вздохом, многоточием, словно взгляд уходит за горизонт того, что можно выразить словами. Очевидно, и современным детям, как и нам в
Как и в сказках детей
И спасение в сказках, написанных современными детьми,
Шеваров Дмитрий