Опять про школьные конкурсы. Они уже стали частью общественной жизни всех населенных пунктов страны, однако вопрос о том, какова их ценность, значимость и интерпретация результатов, по-прежнему открыт.
Нам пришло письмо:
«Работал в жюри областного конкурса „Ученик года“. У нас он проводится в лагере, чтобы родители и учителя не давили. Первое место в этом году отдали парню из поселка городского типа, а одно из самых сильных потрясений этих дней — стихи школьницы из села самого отдаленного района области. И это без всякой политкорректности.
Образованию России, видимо, „суждено прирастать“ деревнями да поселками».
Верный ли вывод? Об этом мы спросили кандидата социологических наук Марию КОРОТЕЕВУ:
— Проведя некоторые расчеты, мы узнали, что в последнее время на региональных детских конкурсах сельские школьники побеждают чаще, чем городские. Но делать вывод о том, что в глубинке лучше учат или дети там более талантливы, — а он напрашивается — некорректно. Оценим информационный повод с точки зрения социологической достоверности, чтобы не присваивать фактам незаслуженного значения.
В одиночку любая цифра молчит. В помощь ей берем контекст: в городской школе на полторы тысячи человек и в деревенской — на пятнадцать действуют совершенно разные социальные механизмы. В первом случае, вероятнее всего, это будет конкуренция, а во втором — общая работа на благо одного делегата, которому все искренне желают удачи. Далее. Неплохо представить хотя бы приблизительное число учеников, которые заинтересованы в конкурсах — я не удивлюсь, если городские дети окажутся более инертны, а сельские проявят большую активность. Это может быть связано с обилием сфер для детской самореализации и самопрезентации в городе и их скудостью в деревне. Факторы отбора тоже играют роль: городской учитель выбирает участника, как правило, из надежных середнячков, учитывая такие параметры, которые напрямую к делу не относятся. Например, пожелания родителей или руководителей, показатели успеваемости, психологическая поддержка ученика или собственная уверенность в нем. У сельского учителя нет такого выбора, потому что в его маленьком классе нет «серединного слоя» — только края. И каждая «звездочка» на виду, в работе, в обороте. Наконец, субъективное мнение членов жюри: нравится/ не нравится.
Законы выводятся с трудом. Но очевидно, что ни активность в конкурсах учеников из деревенских школ, ни их успешность не говорят напрямую о качественном различии городского и сельского образования.
Говорят о самих конкурсах. О том, что их главные цели и результаты всегда где-то сбоку. Но никаких глубинных исследований этого феномена пока не проводилось.